Руководитель ярославского Центра археологических исследований Иван Фролов – о сотрудничестве с Донецким краеведческим музеем: Самая большая ценность здесь – люди
21 февраля 2017 г. в Донецком республиканском краеведческом музее состоялась презентация 3-D моделей археологических предметов из фондовых коллекций музея, выполненных ООО «Центр археологических исследований» (г. Ярославль), с последующей их передачей дончанам в постоянное пользование. Напомним, начиная с 2014 года, ярославские коллеги на благотворительной основе оказывают содействие Донецкому краеведческому музею в деле сохранения и популяризации исторического наследия из археологического собрания музея. С этой целью проводится оцифровка экспонатов путём построения их виртуальных моделей с возможностью последующего копирования на 3D-принтере, интерактивного экспонирования в музее и в сети Интернет.
О важности и перспективности данного направления, а также о ходе сотрудничества с донецкими коллегами в эксклюзивном интервью пресс-службе Министерства культуры ДНР рассказал руководитель ярославского Центра археологических исследований Иван Фролов.
- Вы приезжаете в Донецк не в первый раз, и проект вашего сотрудничества с Донецким краеведческим музеем уже можно назвать «долгоиграющим». Сегодняшняя презентация – это какой-то промежуточный итог вашей работы?
И.Ф.: – Да, сегодня мы представляем промежуточный итог, а именно – мы привезли результат работы, задел которой был осуществлён в наш прошлый визит в мае 2016 года. Речь идёт об оцифровке предметов для последующего создания их 3-D моделей.
Сегодня мы передаём готовые 3-D модели в пользование музея, а также получаем своего рода техническое задание на дальнейшую работу. Сотрудники музея формируют пожелания относительно того, что бы они хотели видеть в будущей экспозиции (данные модели будут использоваться в интерактивных блоках экспозиционных залов археологии, открытие которых в Донецком краеведческом музее запланировано в ближайшей перспективе – ред.). В нашу задачу входит подбор технических решений для воплощения этих пожеланий и создания нового информационного продукта на основе материалов Донецкого краеведческого музея.
- По каким критериям отбираются экспонаты для оцифровки?
И.Ф.: – Исходя из пожеланий сотрудников музея – научных специалистов, которые делают отбор на основе научной ценности экспонатов, научно-исторической значимости объектов культурного наследия.
- Насколько трудоёмкой является эта работа для вас?
И.Ф.: – Эта работа – не одного человека, не одного дня и даже не одной компьютерной программы. Вся работа по созданию 3-D моделей делится на несколько сложных этапов, каждый из которых занимает определённый временной, технический и интеллектуальный ресурс. Мы работаем как минимум в трёх, а чаще всего – в шести компьютерных программах. Три человека у нас этим занимаются постоянно, плюс мы стараемся привлекать консультантов, помощников. Поэтому всё, что у нас получается на выходе, – это результат усилий целой команды людей. Непосредственно над созданием моделей трудятся сотрудники нашего Центра Григорий Цымбал (он – ваш земляк, уроженец города Енакиево, и помощь Донецкому краеведческому музею для него имеет ещё и личное значение) и Елена Палатникова, которые берут на себя львиную долю технической части. 3-D анимация – это заслуга Григория Ивановича. Детализированные «живые» модели – по большей части заслуга Елены Владимировны. На мне же лежит в первую очередь зарабатывание денег для того, чтобы мы могли сюда приехать, а также координация взаимодействия с сотрудниками Донецкого краеведческого музея.
Оговорюсь, что данная деятельность носит некоммерческий характер, во многом – благотворительный, а наша организация сама по себе – коммерческая. Поэтому мы вынуждены заниматься этой работой в перерывах между выполнением своей основной деятельности по археологическим исследованиям. Мы занимаемся полевыми археологическими исследованиями и проектированием в области сохранения культурного наследия в Ярославской области и сопредельных регионах. А оцифровкой и музеефикацией археологических предметов мы уже занимаемся в рамках сотрудничества и оказания помощи Донецкому краеведческому музею. Поэтому выделяем время по мере возможности. Но делаем эту работу практически круглогодично, непрерывно, хотя и с разной интенсивностью.
- Сколько моделей вами уже передано в донецкий музей и что это за модели?
И.Ф.: – В донецкий музей сегодня были переданы цифровые трёхмерные модели 24 совершенно разных археологических предметов, каждая из которых выполнена в нескольких форматах. Таким образом, в общей сложности количество созданных моделей составляет порядка 200. Среди них – керамические сосуды эпохи бронзы; экспонаты, датированные железным веком и Средневековьем, ювелирные украшения скифской эпохи и многое другое. Для оцифровки выбирались в первую очередь предметы, которыми музей наиболее дорожит и боится утратить.
- Что вас сподвигло изначально предложить свою помощь Донецкому краеведческому музею?
И.Ф.: – В 2014 году в социальной сети в профессиональном археологическом сообществе появились снимки и информация о разрушениях в Донецком краеведческом музее. Тогда мной в Министерство культуры Донецкой Народной Республики было направлено предложение об оказании помощи. Нас спросили, что мы можем предложить. Мы могли предложить только свой труд, а именно – проект по 3-D моделированию. Дело в том, что 3-D моделирование – это перспективный метод оцифровки информации о предмете без его подмены. Может сложиться такая ситуация, что предмет будет повреждён или полностью утрачен, и потребуется либо воссоздание предмета, либо его реставрация. В этом случае 3-D модель окажется более полезной, чем просто фотография или отрисовка. Тем более, что построение 3-D модели является более быстрым процессом, чем отрисовка вручную.
Наше предложение было переадресовано дирекции краеведческого музея, с нами связались, и в Донецк приехал наш первый сотрудник для пробной сессии. Она оказалась успешной. В прошлом году мы приехали сюда уже дней на 10, здесь была проведена большая и трудоёмкая работа, результаты которой мы как раз в нынешний приезд и представляем. На сегодняшний день можно сказать, что осознание необходимости создания 3-D моделей оценено руководством музея в полной мере, и если раньше предложение что-либо сделать исходило от нас, то теперь мы уже получаем техническое задание.
- Объясните популярно, каковы преимущества и возможности использования 3-D моделей?
И.Ф.: – 3-D модель сама по себе – одиночный объект, который констатирует актуальное состояние предмета. В нынешний приезд мы уже сделали реконструкцию одной из половецких баб, стоящих во дворе музея. В ходе обстрела она была повреждена – ей снарядом отсекло голову. Мы её виртуально воссоздали, и она сейчас готова для 3-D печати – наши модели выполнены в том числе в необходимом для этого формате. То есть здесь речь уже идёт не об оцифровке, не о цифровой документации, а о виртуальной реконструкции. Сегодня всё активнее используются 3-D принтеры, и Донецкий краеведческий музей уже владеет моделями, с которых при помощи 3-D принтеров можно делать реплики. Это очень важное и перспективное направление, учитывающее в том числе и потребности людей с ограниченными физическими возможностями: слепые и слабовидящие люди могут этот предмет подержать в руках, потому что предмет-оригинал в руки давать опасно – он может разбиться или повредиться.
Сегодня нам поступило предложение снять что-то вроде презентационного фильма, где был бы показан не просто предмет, а реконструкция его функционального использования. Здесь уже речь идёт о 3-D анимации – это новый этап, который, помимо констатации предмета, говорит о создании дополненной реальности. То есть мы говорим о создании научно-просветительских фильмов на основе 3-D технологии. Например, статую скифа вы можете видеть на эмблеме донецкого музея и в зале, но с помощью 3-D технологий её можно будет увидеть и наверху кургана, посмотреть разрез, посмотреть, как это выглядело в природной среде, в историческом ландшафте, а не в стенах музея. То же самое касается, например, лошадиной сбруи. В музее представлены её элементы, а с помощью 3-D модели вы можете увидеть, как эти элементы составляли собой единое целое, и как это целое использовалось в то далёкое время, которое уже не вернуть. 3-D анимация незаменима и для представления хрупких предметов.
Кроме того, нами предусмотрены форматы для размещения на сайте – мы очень надеемся, что в перспективе Донецкий краеведческий музей обретёт современный сайт, где, помимо всего прочего, будет возможность размещения виртуальной витрины. Я думаю, что это будет витрина не только археологических предметов, но и палеонтологической коллекции, и других. Благодаря 3-D модели представление предмета может быть многогранным, причём его можно будет посмотреть как на большом экране, так и на планшете. Если это маленький предмет, то оцифровка позволяет при его рассмотрении использовать не увеличительное стекло, так или иначе рассчитанное под определённого человека, а универсальную модель, рассчитанную на любые биопараметры. Кроме того, при наличии дикторской озвучки мы получаем видеоаудиогид по предмету. К слову, не все ведущие и богатые музеи мира имеют подобные вещи. Не потому, что не могут себе позволить, а потому, что считают, что владеют предметами как таковыми, и они никуда не денутся. Но, увы, у нас есть пример Пальмиры, сербских музеев – югославских на тот момент, которые говорят об обратном… И горький опыт Донецкого краеведческого музея – тоже. Сложившаяся ситуация является поводом для осознания подлинной ценности всемирного значения этих объектов и необходимости их максимального публичного представления – как на уровне Донецка, так и за его пределами.
- Говоря об испытаниях, которые выпали на долю нашего музея, не могу не спросить вас о впечатлениях от динамики восстановления музея. Ведь вы раз за разом приезжаете в Донецкий краеведческий музей, причём в самый первый раз вы приехали, по сути, на руины…
И.Ф.: - Вы знаете, мои впечатления – не от динамики восстановления, а от работающих здесь людей. Они – самые положительные, потому что восстановление-то ведётся людьми. Стеклопакеты и крыша, конечно, имеют важное значение. Но не было бы таких сотрудников и такого руководства, заделка стен и окон мало что бы дали. Могу сказать, что после серии приездов у меня здесь уже сложились дружеские отношения с рядом сотрудников, да и в целом в Донецком краеведческом музее – очень тёплая обстановка. Здесь созданы все условия для получения хорошего результата, какие только может предоставить музей. Нам очень приятно и комфортно здесь работать, и мы планируем дальнейшее сотрудничество. В частности, есть предложение представить результаты нашей совместной работы на фестивале «Интермузей» 2017 года в Москве. Но этот вопрос будет решаться с администрацией музея. Мы работаем в команде, и это – творческий процесс.
Беседовала Анна Роговская