Сенсационная находка: коллекция ДРКМ пополнилась уникальным каменным изваянием раннескифского времени
Коллекция каменных изваяний Донецкого республиканского краеведческого музея пополнилась бесценным поступлением – скифской каменной скульптурой возрастом 2700 лет. Каменное изваяние было обнаружено на кургане около КПП «Мариновка».
«Как известно, в ХII – начале XIII века кочевники довольно часто устанавливали на курганах каменные статуи (в народе именуемые «каменные бабы»), которые иногда находят и по сей день. Мы были уверены, что это – очередная половецкая каменная баба. На сегодня коллекция Донецкого краеведческого музея насчитывает 69 средневековых каменных изваяний, и предполагалось, что благодаря новому поступлению их число станет «круглым». Каково же было наше удивление, когда на присланной из Шахтёрска фотографии мы увидели не половецкое, а скифское изваяние, которое почти на 2000 лет старше средневековых каменных статуй!», – рассказывает старший научный сотрудник научно-методического отдела охраны памятников археологии Донецкого республиканского краеведческого музея Анатолий Усачук.
Изваяние из плотного мелкозернистого песчаника имеет высоту около 2,3 м и весит несколько сотен килограммов. Скульптура изображает скифского воина в шлеме, с массивным украшением – витой гривной на шее, в кафтане с поясом, к которому прикреплены короткий меч, горит с луком, топор-чекан. На горите видна уникальная деталь: изображение пантеры с приоткрытой зубастой пастью. Руки воина сложены на животе; лица, к сожалению, нет – оно сколото. Участки сколов старые, видимо уничтожение лица изваяния проведено давно.
Курганная группа, состоящая из 4-х или 5-ти насыпей возле КПП Мариновка, на землях Степановской сельской администрации известна давно. Среди курганов группы выделяется одна очень крутая насыпь высотой около 6 м, стоящая на волне рельефа и поэтому видимая издалека. На картах 1875 г. большой курган имеет собственное имя – Мариновский. Зафиксирован этот курган с остальными, менее высокими, и на других картах – однако уже без своего названия. Рядом с большим курганом к западу находится курган высотой 1,5 м. Оба кургана соединены длинной досыпкой. Таким образом, два кургана представляют собой своеобразное древнее архитектурное сооружение. Остальные курганы группы сооружены чуть в стороне.
По документам отдела охраны памятников археологии, данная курганная группа была осмотрена археологами ещё осенью 2007 года, рассказывает Анатолий Усачук. Тогда рядом с КПП Мариновка на небольшом кургане, связанном с бóльшим досыпкой, были обнаружены остатки блиндажа времени Великой Отечественной войны, а в июле 2018 г. на вершине большой насыпи пограничники обнаружили остатки ещё одного блиндажа того же времени, заполненного гильзами, немецкими и советскими касками. Очевидно, высокая насыпь, с которой просматривается степь на много километров во все стороны, не могла не привлечь внимание немецкого командования, которое приказало оборудовать блиндажи и на высокой насыпи, и вспомогательный – на низкой. При блиндаже, расположенном на высокой курганной насыпи на глубине около 1,7 м от современной поверхности, в 2018 г. было выявлено каменное изваяние, состоявшее из двух фрагментов примерно одинаковой величины, лежащих под углом друг к другу. Место разлома изваяния не производит впечатления свежего – судя по всему, до находки летом 2018 г. статуя уже в таком виде долго пролежала в верхних слоях высокой насыпи кургана.
Найденное изваяние было извлечено и положено возле входа в блиндаж. Впоследствии представители КПП Мариновка, определив, что находка представляет собой не простой камень, проинформировали о ней руководство администрации г. Шахтёрска, которое, в свою очередь, обратилось в Донецкий краеведческий музей.
«Хотелось бы подчеркнуть, что без внимательности и настойчивости сотрудников КПП «Мариновка», без чёткого реагирования администрации г. Шахтёрска и Степановской сельской администрации бесценная находка могла попросту не попасть в поле зрения специалистов и в музейное собрание. В итоге статуя оказалась бы утрачена для культуры и науки», – подчёркивает Анатолий Усачук.
Эта потеря была бы действительно колоссальной: изваяния скифского времени в нашей степи встречаются чрезвычайно редко. Например, в коллекции древней скульптуры ДРКМ до нынешней находки были только две скифские статуи. Одна из них представляет собой плохо сохранившийся фрагмент каменного изваяния (отсутствуют руки и голова), вторая же – статуя воина, обнаруженная летом 1950 г. на окраине г. Шахтёрска в посёлке Ольховчик и привезенная тогда еще в Сталинский краеведческий музей. Эта находка является символом краеведческого музея (содержится на эмблеме учреждения) и даже одной из визитных карточек Донецка: копия скифской статуи установлена в центре города неподалёку от «Донбасс Оперы». Воин из Ольховчика также изображен в кафтане, с витой гривной на шее, в шлеме, с висящем на поясе горитом с луком, с топором и коротким мечом.
«В отличие от воина из Мариновского кургана, на поясе воина из Ольховчика есть плеть, а горит – без украшения. Но эти мелкие отличия не могут затмить того факта, что на одной территории – от места находки Ольховчика до Мариновского кургана около 45 километров – с разницей почти в 70 лет найдены две почти одинаковые скифские статуи приблизительно одного времени! При этом наша свежая находка превосходит две предыдущие и по древности, и по насыщенности археологической информацией», – подчёркивает Анатолий Усачук.