В день 77-летия Донецкого художественного музея в стенах учреждения торжественно открылась выставка «Спасенные картины. Евгений Грейлих»

23 сентября исполнилось 77 лет Донецкому республиканскому художественному музею. В ознаменование этой даты в стенах учреждения состоялось торжественное открытие выставки «Спасенные картины. Евгений Грейлих».

Тема выставки выбрана не случайно – ведь именно благодаря подвигу донецкого художника Евгения Грейлиха, спасшего в годы оккупации Донбасса ряд полотен Музея изобразительного искусства (первоначальное название – ред.), Донецкий художественный музей получил возможность родиться заново. Это тем более символично с учетом нынешних военных реалий, в которых музей, несмотря ни на что, живет и развивается.

«Музей был открыт 23 сентября 1939 года. В 1940 году его собрание пополнилось очень значительными работами. Это была русская классика XIX века, переданная из музеев Украины – Харькова, Одессы, и даже музейный фонд Ленинграда нам передал очень ценные произведения классики. К началу войны музейное собрание насчитывало более 400 произведений. Но наступившая война оборвала жизнь музея. Перед оккупацией его коллекция не была эвакуирована. Об этом просто не успели позаботиться, равно как и о судьбе театров и архива – столь внезапным и трагическим было немецко-фашистское наступление. У музея за короткое довоенное время успел сложиться круг друзей-художников, для которых он стал вторым домом. Одним из таких друзей и был Евгений Евгеньевич Грейлих, которому посвящена наша сегодняшняя выставка», - рассказала заместитель директора Донецкого республиканского художественного музея Марина Третьякова.

Евгений Грейлих ушел из жизни в 1998 году. Свои воспоминая о спасении картин он передал дочери Наталье. Сегодня она поделилась ими с присутствующими.

«Была плохая погода, дул сильный ветер, двери в музей были настежь открыты. Отец зашел туда и увидел картины, которые не успели вывезти. Он, конечно, очень расстроился, побежал к своим знакомым художникам. Но они ответили, что сейчас «не до картин». Он вернулся, связал вот эти все картины, как мог, и потащил через мост. Вы его не застали, но через завод пролегал металлический, такой страшный, с коваными ступеньками мост. Там уже были немцы, но отец как-то ухитрился картины протащить. На улицах уже лежали убитые люди... Как вспоминала мама, он прибежал домой ужасно испуганный, сам не понимая, что он сотворил. Потом родители стали вместе думать, куда это все девать и как спрятать. Было очень много людей, которые могли на отца донести. Приезжали «воронки», забирали несчастных по доносам, и многие не вернулись, их расстреляли... В итоге родители эти картины спрятали в водосточной трубе, которая сходила в колодец. Дедушка сделал такой желоб вокруг дома, закрыли дыру, чтобы дождь не заливал. Картины скручивались рулончиками и туда засовывались. А часть полотен мама вшила в мое одеяльце, которое было бутафорией. Потом, когда война кончилась, отцу пришлось оправдываться перед всеми – никто не мог поверить, что он все картины вернул. Приезжали из Киева, приезжали из Москвы… Тяжело было очень. Он из-за этого очень страдал, конечно. Но кончилось все хорошо. Почти все картины вернулись сюда», - рассказала Наталья Лебедь (в девичестве Грейлих).

«Когда в 1943 году Донбасс был освобожден, Евгений Грейлих обратился к властям с вопросом, что делать с картинами дальше. Здание музея было сожжено, да и в целом, как говорится, было не до искусства. И ему было предложено оставить их на хранение у себя. И только в 1945 году, когда в Сталино приехала уполномоченная по делам искусства, эти картины и графика были переданы на временное хранение в Киевский музей русского искусства. Наш музей снова возродился в 1960 году – в нынешнем здании на бульваре Пушкина, 35. По сути, это был новый музей, все нужно было начинать сначала. Опять-таки, крупнейшие музеи и Украины, и Москвы, и Ленинграда, и других союзных республик поделились с нами своими фондами. Но картины, спасенные Евгением Грейлихом, вернулись в наше музейное собрание лишь в 1975 году – спустя 15 лет после второго рождения Донецкого художественного музея», - подчеркнула Марина Третьякова.

Шесть картин и три графических листа, спасенные Евгением Грейлихом, стали в истории музея своеобразным связующим звеном двух периодов его жизни – довоенного и послевоенного. Большинство из возвращенных произведений впоследствии вошли в постоянную экспозицию музея. Среди них - «Портрет В.С. Попова» И.-Б. Лампи-старшего (1790-е), пастель на холсте «Чарка меда» К.Маковского (около 1910 г.), «Окно» А. Корина (1912 г.), «Портрет молодого художника» А.Варнека.

Поздравить Донецкий художественный музей с днем рождения и открытием столь значимой выставки пришло большое количество гостей, среди которых – представители Министерства культуры Донецкой Народной Республики, коллеги-музейщики, и, конечно, донецкие художники. Многие из них презентовали виновникам торжества свои полотна. Символично, что среди подаренных картин есть и полотно авторства Евгения Грейлиха «Осень». Картину, написанную в 60-70-х годах, музею передала дочь художника. Директор учреждения Надежда Анищенко выразила огромную благодарность донецким авторам и всем гостям, пришедшим разделить радостное событие вместе с музеем.

«Спасибо всем художникам, коллекционерам, всем друзьям нашего музея. Благодаря вам музей живет и развивается. И мы не должны забывать о подвиге Евгения Грейлиха, в нем – наше прошлое и одновременно – будущее. Это своеобразная нить, связывающая музей довоенный и современный», - подчеркнула Надежда Анищенко.

Министерство культуры Донецкой Народной Республики сердечно поздравляет Донецкий республиканский художественный музей с 77-летием и желает благополучия и дальнейшего процветания на благо родного Донбасса и его культуры!

Президентский фонд культурных инициатив Глава Правительство Мы помним