Московский художник Максим Фаюстов: Для меня тема Донбасса – важная тема, мимо которой нельзя пройти

16 мая 2017 г. в Донецком республиканском художественном музее открылась персональная выставка «За землю русскую!» московского художника Максима Фаюстова. В этот же день в Донецком агентстве новостей состоялась пресс-конференция, в рамках которой автор ответил на вопросы журналистов о своем творчестве и визите в Донбасс.

Предлагаем вашему вниманию ответы Максима Фаюстова на вопросы журналистов.

- Как вышло так, что вы приехали в Донецк?

Максим Фаюстов: - Я очень рад посетить Донецк. Мысль приехать сюда меня посетила давно, когда только начались общеизвестные события. Я обращался к разным людям, у меня уже был опыт поездок в горячие точки, спрашивал у одних, других, но всё не срасталось... И вдруг неожиданно – Господь наши мысли читает – пришло предложение от Донецкого художественного музея. Конечно, я двумя руками ухватился за этот шанс. Мне очень понравилась идея провести  выставку и, может быть, даже написать какие-то работы с натуры. Не хочу обещать заранее, но, возможно, даже получится сделать серию работ.

- С чем были связаны ваши поездки в горячие точки? Где именно вы побывали?

М.Ф.: - Одна из первых поездок – в Чечню в 2008 году. Но перед этим так сложилось, что в августе 2008 года группа ветеранов Афганистана ехала в Осетию. И, поскольку я был к ним прикреплён, мы все вместе буквально через несколько дней после окончания той короткой войны попали в Цхинвал. Там мы увидели все эти ужасные разрушения, которые ещё не успели восстановить, – сгоревшие танки, обрушенные дома, остатки «Града»… А потом меня посадили в вертолёт, и я один полетел в Чечню. Там меня разместили в высокогорном ауле на бывшей базе Хаттаба, там место неприступное, он очень долго его держал. Хоть там особо и не стреляют, но все ходят только с оружием, по одному ходить нельзя… Экстремальная обстановка.

- А сегодняшняя поездка в Донбасс как-то связана с этими поездками?

М.Ф.: - Когда началась война на Донбассе, для всех русских людей главными новостями стали в первую очередь новости отсюда. Это стало новостями №1 и болью №1, потому что все мои знакомые искренне переживают, недоумевают и примеряют эту ситуацию на себя, потому что если здесь так случилось, это может полыхнуть где угодно... Для меня как художника тема Донбасса – это важная тема, мимо которой нельзя пройти. Есть художники-лирики, которые ни к чему не привязаны, кроме пейзажа или портрета, а я меня тревожат социальные, острые вещи. Я счастлив, что здесь оказался.

- Как мы понимаем, это ваш первый визит в Донбасс, однако вы сказали, что следите за темой с самого начала событий. Возможно, в вашем творческом арсенале уже есть какие-то работы о Донбассе, написанные «заочно»?

М.Ф.: - Я сознательно не стал ничего писать заранее. По опыту прошлых поездок я знал, что в этом нет резона. Например, перед Чечнёй я делал эскизы, но потом, когда я приехал непосредственно туда, я понял, что использовать материал из книг и интернета – всё равно, что читать про жизнь на Марсе. Потому что это не передает и малой части истинного положения вещей. Конечно, можно чисто формально сделать, но это будет нечто холодное, чужое. Только увидев всё своими глазами, можно что-то искреннее написать.

- Расскажите немного подробнее о картинах, которые вы привезли в Донецк. Какими критериями вы руководствовались при отборе полотен для экспонирования на территории нашей Республики?

М.Ф.: - В первую очередь выбор был в сторону военной тематики – и в силу происходящих здесь событий, и в силу того, что «военных» работ у меня достаточно много. Но в то же время я привёз и работы мирного содержания, которые бы радовали глаз жителей Донбасса. Так что получилось примерно поровну: один зал посвящён военной теме, второй заняли работы, объединенные темой жизни дореволюционной России.

- Одна из ваших работ находится в частной коллекции эмира Кувейта. Нет ли у вас мысли написать портрет кого-то из первых лиц нашей Республики?

М.Ф.: - Лично я с удовольствием, но этот вопрос нуждается в определённых договорённостях. Я здесь буду находиться в течение недели, надеюсь побывать в том числе и на передовой. Очень хочется написать бойцов... Для художника всё это – бесценный материал. Никакие фоторепортажи не передадут всего, тут надо увидеть все своими глазами и работать именно на месте.

Добавлю к сказанному, что сейчас мы ведём переговоры относительно того, какие картины я передам в дар Донецкому художественному музею – это станет большой частью и радостью для меня. Донецк – святое для всего русского народа место.

Президентский фонд культурных инициатив Глава Правительство Мы помним