В Донецком художественном музее состоялась пресс-конференция московских искусствоведов Елены Грибоносовой-Гребневой и Галины Сидоренко
На минувших выходных Донецк с культурной миссией посетили московские искусствоведы – научный сотрудник кафедры истории отечественного искусства исторического факультета МГУ, генеральный директор Общероссийской общественной организации «Ассоциация искусствоведов» Елена Грибоносова-Гребнева и член «Ассоциации искусствоведов» Галина Сидоренко.
В рамках своего визита российские гости посетили объекты культуры Республики, дали ряд тематических лекций в Донецком республиканском художественном музее, а также ответили на вопросы журналистов в ходе пресс-конференции.
Предлагаем вашему вниманию ключевые высказывания Елены Грибоносовой-Гребневой и Галины Сидоренко.
- Как вы оцениваете фонды Донецкого художественного музея? Можно ли уже говорить о каких-либо конкретных перспективах нашего сотрудничества?
Галина Сидоренко: - Заместитель директора музея Марина Третьякова провела для нас замечательную экскурсию. Коллекция Донецкого художественного музея просто поражает. В том числе благодаря политике Советского Союза, в рамках которой в свое время в региональные музеи были переданы работы мастеров с мировым именем. В Донецком художественном музее есть работы таких авторов – Серебряковой, Шишкина, Айвазовского; великолепная графика... Не каждый музей нашей страны имеет такие коллекции. Я думаю, что любой искусствовед это отметит. И, конечно же, мы будем рады принять в Общероссийскую общественную организацию «Ассоциация искусствоведов» сотрудников Донецкого музея, и, может быть, даже художников Донецкой Народной Республики. Таким образом мы надеемся оптимизировать наши контакты. Когда сотрудники музея окажутся членами нашей ассоциации, они будут приобщены к нашему информационному полю.
Елена Грибоносова-Гребнева: - Что касается сотрудничества, то я думаю, что всё у нас получится. Сейчас мы всячески рекламируем ваш музей, его собрания, и я думаю, что в дальнейшем это выльется в ряд интересных, совместных проектов. Ассоциация искусствоведов как раз предназначена для того, чтобы вести активную работу с художниками, чтобы организовывать различные проекты – выставки, публикации. И мы надеемся донецких художников представить в российском пространстве. Сейчас вернемся в Москву и будем об этом практически думать.
- С точки зрения искусствоведа – что дает искусство людям, особенно в условиях военных действий?
Елена Грибоносова-Гребнева: - Искусство – потрясающий феномен, который позволяет отвлечься от всех невзгод, трудностей и т.д. Не случайно в последнее время очень активно, по крайней мере, у нас в Москве, развивается такое явление, как арт-терапия. Мне кажется, что у искусства в этом плане очень большой потенциал. Мы как раз и приехали сюда, чтобы отчасти помочь людям отвлечься, поговорить на интересные темы.
- Как вы относитесь к советскому искусству – соцреализму? Зачастую приходится слышать, что оно не представляет никакой ценности, и порой культурные объекты той эпохи безжалостно разрушаются. Имеет ли советское искусство, в том числе монументальное, культурную ценность, на ваш взгляд?
Галина Сидоренко: - В конце 80-х – начале 90-х годов живопись советского периода буквально вагонами вывозилась на запад… Выводы делайте сами. Конечно, данный вид искусства имеет высокую ценность! Это – то, что мы пережили в течение целой эпохи. Наши художники ведь не просто отражали нашу жизнь, они отражали наше внутреннее состояние того периода. Это мы, это наши родители, это наша история… Как можно защитить культурное наследие советского периода? Популяризировать и разъяснять людям, что есть хорошо, а что плохо. Далеко не все в данном вопросе разбираются. Кстати, в следующий наш приезд надо будет посвятить лекцию искусству периода Советского Союза.
- Сейчас, во время войны, многие деятели искусства самых разных направлений создают интересные работы на военную тематику. Вы знакомы с такими работами? И как вы думаете, повлияет ли искусство периода войны в Донбассе на русскую культуру в целом?
Елена Грибоносова-Гребнева: - Мы были вчера в мастерской у донецкого художника и скульптора Равиля Акмаева, и там увидели поразительную вещь – скульптуру девочки с игрушкой, у которой пробита грудь… Это – замечательная вещь. Я думаю, что в ближайшие дни при посещении других мастерских мы ещё не раз познакомимся с такими работами. Я думаю, что на российское искусство эта тема тоже окажет влияние, потому что мимо таких событий невозможно пройти.