В Донецком художественном музее проходит вернисаж картины Михаила Нестерова «Весна»

С 31 мая в стенах Донецкого республиканского художественного музея проходит вернисаж картины «Весна» работы известного русского живописца Михаила Нестерова. Событие посвящено 155-летию со дня рождения автора.

«Эта картина является авторским повторением полотна «Весна-красна», которое было написано Нестеровым в 1922 году. В 1924 году в США проходила большая выставка-продажа картин русских художников. Первый вариант был отправлен туда, но немногим ранее Нестеров сделал второй вариант этой картины – он и представлен у нас в музее. Полотно было закуплено в 1984 году у вдовы академика Ивана Георгиевича Петровского, собиравшего работы русских живописцев. Данная картина, ещё находясь в его собрании, экспонировалась на 100-летнем юбилее Нестерова в Киевском музее русского искусства, а после смерти коллекционера «Весна» обрела новый дом в стенах Донецкого художественного музея», – отметила ведущий научный сотрудник Донецкого республиканского художественного музея Валерия Солдатова.

Весьма интересной является история создания полотна. Оба персонажа, изображенные на картине, художник писал с натуры, и тем, кто ему позировал, приходилось непросто.

«Для создания образа пастушка художник использовал образ своей дочери Натальи, которую он писал не раз. А моделью для написания девушки послужила Анна Васильевна Бакшеева – дочь художника Василия Бакшеева. У семьи Бакшеевых Михаил Нестеров неоднократно гостил, с 1920 по 1925 год в подмосковной деревье Дубки они проводили вместе почти все лето, и там он не раз писал эскизы. Анна Васильевна Бакшеева вспоминала, как позировала художнику. Она рассказывала, что для позирования был специально сплетён венок из лютиков, и, чтобы он не завял (сеансов было несколько), его клали на ночь в холодную воду. Перед каждым сеансом она надевала его, и струйки холодной воды текли у нее по спине. Кроме того, если вы обратили внимание, девушка на картине стоит практически на одной ноге, и Бакшеевой было очень тяжело так позировать. Однако Нестеров настаивал, заставлял терпеть, говорил, что она – дочь художника, и должна понимать, как это важно. Шевелиться было нельзя, потому что, по словам живописца, от движения рисунок складок на сарафане изменится – и она вынуждена была в течение длительного времени стоять в одной позе», – рассказала Солдатова.

Отметим, вернисаж данного полотна в стенах Донецкого художественного музея продлится до середины июня, а затем «Весна» уступит место шедеврам других авторов-юбиляров. Как пояснила Валерия Солдатова, то или иное полотно не всегда можно включить в тематическую экспозицию. Однако напомнить ценителям искусства посредством вернисажа одной картины о круглой дате и знаковых именах – прямая обязанность музея, подчеркнула куратор выставки.

Справка:

Михаил Васильевич Нестеров (1862, Уфа — 1942, Москва) — русский и советский художник, живописец, участник товарищества передвижных выставок и Мира искусства. Академик живописи (1898). Заслуженный деятель искусств РСФСР (1942). Лауреат Сталинской премии первой степени (1941). Широко известны работы художника, ставшие его визитными карточками: «Пустынник», «За приворотным зельем», «Видение отроку Варфоломею», «Портрет дочери», «Святая Русь». Отметим, в собрании Донецкого художественного музея имеется  эскиз к последней.

Президентский фонд культурных инициатив Глава Правительство Мы помним