9 декабря: день в истории культуры и искусства
Значимые события этого дня:
1836 — первая постановка в Петербурге оперы М. И. Глинки «Иван Сусанин».
Замысел создания национальной героической оперы родился у автора в 1832 году в Италии, а использовать в качестве сюжета подвиг крестьянина Ивана Сусанина, заведшего в непроходимые дебри интервентов-поляков и ценой своей жизни спасшего от них царя, ему предложил поэт Василий Жуковский.
Современники сразу оценили оперу по достоинству. Так, музыкальный критик Владимир Одоевский написал: «С оперой Глинки является то, чего давно ищут и не находят в Европе, — новая стихия в искусстве, и начинается в его истории новый период: период русской музыки. Такой подвиг, положа руку на сердце, есть дело не только таланта, но гения!» Ему вторил и брат знаменитого французского писателя Просперо Мермие Анри: «По сюжету и музыке это такой правдивый итог всего, что Россия выстрадала и излила в песне... Это более, чем опера, это — национальная эпопея».
Но название, сюжет и либретто оперы, даже заложенная в ней идея, не раз становились предметами споров, в результате чего сегодня насчитывается более десятка версий оперы. Сам композитор назвал свое произведение именем главного героя, но присутствовавший на одной из репетиций император Николай I пожелал, чтобы оно было заменено на «Жизнь за царя». В советское время о царе не вспоминали, считавшееся верноподданническим либретто Егора Розена заменили в 1939 текстом поэта Сергея Городецкого, про который потом сказали, что он создан по сталинской указке. Но самые жестокие слова были произнесены в далеком 1861 известным критиком Василием Стасовым: «Никто, быть может, не сделал такого бесчестья нашему народу, как Глинка, выставив посредством гениальной музыки на вечные времена русским героем подлого холопа Сусанина, верного, как собака, ограниченного, как сова или глухой тетерев».
1842 — первое представление оперы Михаила Глинки «Руслан и Людмила» в петербургском Большом театре.
Она была задумана еще при жизни Александра Пушкина, поэма которого послужила сюжетом оперы. Но премьера принесла автору ряд чувствительных огорчений. Публике и высшему обществу она не понравилась, а император Николай I после четвертого акта демонстративно покинул театр, не дождавшись конца представления. За 6 лет до этого, день в день, на той же сцене прошла премьера другой оперы композитора — «Жизнь за царя» («Иван Сусанин», см. выше). Тогда композитора пригласили в императорскую ложу, где царь первым поблагодарил его. Исполнители оба раза были одни и те же, но восприятие совершенно разное.
Как отмечал в воспоминаниях сам Глинка, «первый акт прошел довольно благополучно. Второй акт прошел также недурно. В третьем акте публика заметно охладела. Четвертый акт не произвел эффекта, которого ожидали. В конце же 5–го действия императорская фамилия уехала из театра. Когда опустили занавес, начали меня вызывать, но аплодировали очень недружно, между тем усердно шикали, и преимущественно со сцены и оркестра». Когда Глинка обратился к управляющему личной канцелярией императора генералу Леонтию Дубельту, стоит ли ему идти на вызовы, тот ответил: «Иди. Христос страдал более тебя». И тем не менее в первый сезон представление прошло в столице 32 раза.
Существует версия, что образ Черномора был воспринят как сатира на императора. При жизни автора поэмы в нем усматривали Александра I, теперь же — Николая I. Черномор появлялся на сцене под звуки марша, исполняемого духовым военным оркестром, а Николай был большим поклонником военных парадов. Так что, может, вовсе не из целей экономии театральная дирекция вскоре отказалась от оркестра на сцене и урезала марш. В любом случае император был задет новой оперой Глинки, чему свидетельством стала поставленная на сцене императорского Александринского театра шутка–водевиль под красноречивым названием «Еще Руслан и Людмила, или Новый дом сумасшедших». Несколько лет оперу продолжали ставить, но потом она надолго исчезла из репертуара и была возобновлена только после смерти императора.
1932 — в Москве открыт музей П. А. Кропоткина.
Через два дня после похорон Кропоткина, 15 февраля 1921 года Президиум Московского Совета постановил передать дом, в котором родился Петр Алексеевич (Штатный пер., 26), под устройство музея. Для его создания был создан Всероссийский общественный комитет по увековечению памяти П. А. Кропоткина. Председательницей его стала Вера Фигнер. Вдова и сортаница Кропоткина привезла из Англии его научную библиотеку. От ряда писателей и ученых, революционеров разных стран ей удалось получить письма, которые посылал им ее супруг. В фонды музея входили переписка, рукописи Кропоткина, коллекции различных революционных изданий. В 1938 году музей закрыли на «восстановительный ремонт», а в 1941 году экспонаты и фонды музея были переданы Музею Революции.
1942 — Премьера в Перми в исполнении ленинградских танцоров балета Арама Хачатуряна «Гаяне». Он был создан на основе написанного тремя годами ранее первого балета композитора «Счастье». Из него были взяты лучшие номера, но полностью переписанное либретто потребовало и новой музыки. Тогда, по настоянию постановщика Нины Анисимовой, был сочинен ставший потом таким знаменитым «Танец с саблями», написанный автором в течение одного вечера.
1997 — на ОРТ появилось ток-шоу «Женские истории» с ведущей Оксаной Пушкиной.
В этот день ушли из жизни:
1641 — Антонис Ван Дейк (род. 1599), южнонидерландский (фламандский) живописец и график, мастер придворного портрета и религиозных сюжетов в стиле барокко.
1969 — Сергей Столяров (род. 1911), актер театра и кино («Цирк», «Василиса Прекрасная», «Кащей Бессмертный», «Садко»).
1971 — Сергей Конёнков (род. 1874), советский русский скульптор, художник. Народный художник СССР, Герой Социалистического Труда, Лауреат Ленинской премии и Сталинской премии третьей степени. Ещё до революции Конёнкова называли «русским Роденом».
В этот день родились:
1608 — Джон Мильтон, английский поэт, политический деятель и мыслитель; автор политических памфлетов и религиозных трактатов (ум. 1674). Принесшие ему славу поэмы «Потерянный рай», «Возвращенный рай», «Самсон-борец» Мильтон написал, когда он ослеп, побывал в тюрьме и был полностью разорен.
1717 — Иоганн Иоахим Винкельман (ум. 1768), немецкий искусствовед, основоположник современных представлений об античном искусстве.
1763 — Алексей Оленин (ум. 1843), видный деятель российской культуры, член Государственного совета.
Со школьной скамьи многие из нас знают его как прототипа фонвизинского Митрофанушки — героя пьесы «Недоросль», не желавшего учиться. Якобы после премьерного показа пьесы 18-летний Алексей, узнавший в герое самого себя и потрясенный смехом в зале, перестал бездельничать и стал одним из самых образованных людей своего времени. Эта легенда столь прочно укоренилась, что никто не знает, кому она обязана своим появлением на свет.
На самом же деле Оленин воспитывался в доме президента двух Академий Екатерины Дашковой, с 11 лет учился в Пажеском корпусе, а с 17 продолжал учебу за границей. По возвращении в Россию служил в артиллерии и в 22 года стал членом Российской Академии за составленное им «толкование многих военных русских старинных речений». Воевал, занимал важные чиновничьи посты, но прославился своим служением культуре. Более 30 лет он руководил Императорской Публичной библиотекой, четверть века — Академией художеств. Библиотекарями у него были лучшие писатели — баснописец Иван Крылов, переводчик Гомера Николай Гнедич, поэты Константин Батюшков и Антон Дельвиг. В знаменитом салоне Олениных собирались известные деятели науки и искусства — не было ни одного писателя, художника или артиста, которого бы Оленин обошел своим вниманием. Сам художник, ученый, археолог, писатель и историк, он был назван императором Александром I «тысячеискусником».
У него было трое сыновей и две дочери, одну из которых, Анну Алексеевну, воспели в стихах Козлов, Гнедич, Веневитинов, Пушкин, который даже был влюблен в нее и искал ее руки, но без успеха. Зато остались несколько стихотворений, в том числе и знаменитое:
Я вас любил; любовь еще, быть может,
В душе моей угасла не совсем;
Но пусть она вас больше не тревожит;
Я не хочу печалить вас ничем.
Я вас любил безмолвно, безнадежно,
То робостью, то ревностью томим;
Я вас любил так искренно, так нежно,
Как дай вам Бог любимой быть другим.
1826 — Лев Лагорио (ум. 1905), русский художник-маринист. Выпускник петербургской Академии художеств. Первый ученик Айвазовского.
1842 — Пётр Кропоткин (ум. 1921), русский теоретик анархизма, историк, литератор.
1880 — Михаил Мордкин (ум. 1944), артист балета, солист Большого театра, хореограф, педагог. Эмигрировав, оказался в США, где организовал труппу «Балет Мордкина», из которой впоследствии родился «Американский театр балета».
1927 — Людмила Брауде (ум. 2011), переводчица, доктор филологических наук, которую называют «русской мамой Карлсона» — героя шведской писательницы Астрид Линдгрен.
В детстве уроки французского, немецкого языков и музыки ей давала воспитанница Смольного института. У той учились дочери маминой подруги, которая, когда шла за ними, иногда брала маленькую Люду с собой. Преподавательница раз заметила, как 5–летняя девочка рассказывает услышанную накануне часть урока соседской собаке, позвала маму девочки и сказала, что будет учить ее бесплатно.
Пережившая блокаду и повзрослевшая девочка хотела стать театральным режиссером, но из–за юных лет ее согласны были взять только на актерское отделение. Это совершенно не входило в ее планы, и тогда было принято неожиданное решение поступить на скандинавское отделение филфака Ленинградского университета. Учить шведский язык было трудно, так как не было словарей, учебников, книг. Одна из подруг даже была согласна выйти замуж за парня лишь потому, что у него такой словарь был. Отличницу не взяли ни военным переводчиком, ни в аспирантуру, и несколько лет она преподавала немецкий язык в школе рабочей молодежи, где никто не хотел учить язык поверженного врага, но желал пригласить в кино молоденькую учительницу. Только в 1959 году Брауде устроилась в Библиотечный институт (ныне Санкт–Петербургский государственный университет культуры и искусств), в котором и работала всю жизнь.
Первая книга Астрид Линдгрен «Мио, мой Мио» в ее руки попала случайно. Уже тогда она поняла, что это ее писатель. Но когда последовало предложение написать предисловие к книге «Расмус–бродяга», оказалось, что в СССР о Линдгрен ничего не известно. Было это в начале 1960–х годов, когда уже появился первый перевод Карлсона, выполненный почему–то с немецкого. Брауде решила проблему просто, написав письмо в шведскую газету. Оттуда его переслали Линдгрен, которая прислала в ответ массу материалов, фотографии и все свои книги. Так в 1963 году началась их переписка, переросшая в дружбу, хотя первой личной встречи пришлось ждать 25 лет. Итогом же творческого сотрудничества стали два собрания сочинений Линдгрен в 6 и 8 томах.
Так же развивались отношения с другой открытой Людмилой русскому читателю финской писательницей Туве Янссон: письмо в газету — ответ — личная встреча. Переводчица донесла до нас и ранее неизвестные сказки Ганса Христиана Андерсена, и творчество таких новых авторов, как Лина Кобербель. Когда же ее спрашивали, не было ли желания написать что–то свое, она отвечала: «Я не согласна, что переводчик остается в тени. Переводчик — соавтор, создатель адекватного произведения на родном языке. И я очень рада и горжусь тем, что у меня были такие замечательные спутники жизни, соавторы, как Андерсен, Лагерлеф, Астрид Линдгрен, Янссон и многие, многие другие писатели».
1936 — Александр Иванов (ум. 1996), советский и российский поэт-пародист, ведущий телепередачи «Вокруг смеха», превративший рафинированный жанр литературной пародии в эстрадное шоу.
1944 — Михаил Пиотровский, советский и российский историк-востоковед, арабист, исламовед. Директор Государственного Эрмитажа.
1952 — Анатолий Вассерман, журналист, политический консультант. Известен как многократный победитель интеллектуальных телеигр.
1953 — Татьяна Кравченко, урожденная дончанка, российская актриса театра и кино. Народная артистка России. Кравченко сыграла в большом количестве фильмов, но всенародную известность и любовь ей принесла роль Валентины Будько в сериале «Сваты».
1969 — Андрей Кавун, российский кинорежиссёр («Охота на пиранью», «Кандагар», телесериал «Шерлок Холмс»).