31 декабря: день в истории культуры и искусства
Значимые события этого дня:
1902 – на сцене Московского Художественного театра состоялась премьера пьесы Максима Горького «На дне» в постановке Константина Станиславского и Владимира Немировича-Данченко. Успех был потрясающим: вскоре пьеса шла на сцене театров всего мира.
34–летний Горький к этому времени, хоть и заслужил честь быть избранным академиком, которой его скандально лишил император Николай II, мог считаться популярным молодым писателем. Теперь же он стал мировой знаменитостью. До него никто так мгновенно не достигал такой славы. В этот год он впервые обратился к новому для себя жанру: первая пьеса «Мещане» была запрещена цензурой, в боях с которой пришлось отстаивать и «На дне». Горький первоначально дал пьесе имя «На дне жизни» и сократил его по совету Немировича–Данченко. Исходный замысел претерпел серьезные изменения: первоначально с наступлением весны обитатели ночлежки выходили на солнце, пели песни и забывали о ненависти друг к другу. В готовом варианте каждый из актов кончался смертью одного из героев.
«Человек! Это звучит гордо!» - эту мысль автор вложил в уста главного персонажа пьесы Сатина. Его Горький писал с босяка, который пострадал из–за самоотверженной любви к сестре. Та была замужем за почтовым чиновником, который растратил казенные деньги, и ему грозила Сибирь. Брат достал деньги и спас проворовавшегося, но тот его оклеветал. В гневе прообраз Сатина ударил предателя бутылкой по голове, убил его и был сослан. Его сестра умерла. Каторжанин, отбыв срок, занимался тем, что ходил с распахнутой голой грудью по Нижнему Новгороду с протянутой рукой и на французском языке просил милостыню у дам, которые ему охотно подавали за его живописный, романтический вид.
Сыграть таких персонажей было непросто даже актерам Художественного театра. Сатина играл сам Станиславский, Барона - Василий Качалов, Луку - Иван Москвин, Настю - Ольга Книппер. Чтобы понять суть обитателей дна, постановщики и актеры в сопровождении писателя Владимира Гиляровского отправились на Хитров рынок. После нескольких проверок их провели в большую ночлежку - «мозг» Хитровки. Ее обитатели показались артистам милыми, приветливыми и гостеприимными людьми. Когда же была выставлена на стол закуска, то есть водка с колбасой, начался пир. Узнав цель прихода, босяки растрогались до слез: «Какой чести удостоились!»
Но стоило только художнику театра о чем–то неодобрительно отозваться, что тогда поднялось! Люди перестали владеть собой и озверели. Посыпались ругательства, схватили - кто бутылку, кто табурет, замахнулись и ринулись на художника. Еще миг - и не уцелел бы. Спас всех дядя Гиляй, крикнувший громоподобным голосом пятиэтажную ругань, ошеломив сложностью ее конструкции не только актеров, но и ночлежников. Они остолбенели от неожиданности, восторга и эстетического удовлетворения. Настроение сразу изменилось. Начался бешеный смех, аплодисменты, овации, поздравления и благодарности за гениальное ругательство, которое спасло гостей от смерти или увечья.
Рассказавший эту историю Станиславский говорит, что экскурсия на Хитров рынок лучше, чем всякие беседы о пьесе или ее анализ, разбудила его фантазию и творческое чувство. Теперь, делая чертежи и мизансцены или показывая артистам ту или иную сцену, он руководствовался живыми воспоминаниями, а не выдумкой, не предположением. Главный же результат экскурсии заключался в том, что она помогла почувствовать внутренний смысл пьесы. «Свобода - во что бы то ни стало!» - вот ее духовная сущность. Та свобода, ради которой люди опускаются на дно жизни, не ведая того, что там они становятся рабами.
В этот день ушли из жизни:
1984 – Яков Шведов (род. 1905), поэт, автор слов таких популярных песен, как «Орленок» и «Смуглянка».
1991 — Юрий Белов (род. 1930), актёр («Карнавальная ночь», «Весна на Заречной улице», «Гусарская баллада»).
1993 — Михаил Дудин (род. 1916), поэт, Герой Социалистического Труда.
2011 — Елена Доронина, советская и российская актриса театра и кино.
2013 — Лидия Вертинская (род. 1923), художница, киноактриса. Вдова Александра Вертинского, мать Марианны и Анастасии Вертинских.
В этот день родились:
1842 — Джованни Больдини (ум. 1931), итальянский живописец.
1869 — Анри Матисс (ум. 1954), французский художник.
1874 — Ефим Честняков (ум. 1961), самобытный русский художник, сказочник, скульптор.
1908 — Наталия Баранская (ум. 1908), писательница, литературовед, искусствовед, ставшая одним из основателей Государственного музея им. А. С. Пушкина. Внучатая племянница Василия Розанова.
1930 — Анатолий Кузнецов (ум. 2014), советский и российский актёр театра и кино, народный артист РСФСР.
Его самой знаменитой ролью стал красноармеец Федор Сухов из «Белого солнца пустыни». Непростой была судьба картины, но она стала подарком для всех актеров, сыгравших в ней, - Павла Луспекаева, Спартака Мишулина, Кахи Кавсадзе, Николая Годовикова, Раисы Куркиной, Татьяны Федотовой и исполнителя роли главного героя Кузнецова. В его творческой биографии более ста фильмов, сниматься стал еще во время учебы в Школе–студии МХАТ, но таких ярких ролей больше нет. Ему постоянно предлагали играть положительных героев, столь положительных, что любое отклонение от считающегося нормой было просто недопустимым. Персонажи выходили безликими, сколь бы ни были ясен их взгляд или обворожительна улыбка. Кузнецову так надоели такие герои, что он отказал Эльдару Рязанову попробоваться на роль следователя Максима Подберёзовикова в фильме «Берегись автомобиля».
Роль Сухова, в котором все видели супермена, ему досталась не сразу. Сначала выбрали Георгия Юматова, но тот попал в историю с дракой, после чего его кандидатура отпала. Сроки уже поджимали, потому режиссер Владимир Мотыль позвонил ранее отвергнутому Кузнецову, а тот в позу не стал и согласился. Работа все равно шла трудно, в сроки не укладывались, большую часть денег потратили, а конца не предвиделось. Почти все критиковали исполнителя главной роли: «В Сухове нет юмора и обаяния. Сейчас он играет лучше, чем в начале съемок, но этого недостаточно. Кузнецов играет часто очень реалистически, не в жанре, в нем нет суперменной игры, изящества. Это очень вредит картине. Плохо изобразительно. Тускло, невыразительно, неэмоционально». Григорий Чухрай, руководитель Экспериментального творческого объединения, в котором снимался фильм, добавлял: «Сухов абсолютно бесхарактерен. В нем отсутствуют качества, которые могли бы сделать картину оригинальной, отличной от известных западных образцов, чувство мужицкого юмора, мужицкая смекалка, простота и полное отсутствие позы, а главное, действенность, человечность, красота и другие качества, присущие данному герою».
Недоверие к актеру, как и к режиссеру, которого раскритиковали за предыдущий фильм «Женя, Женечка и «катюша» и не дали тогда снимать картину о декабристах, едва не привело к прекращению работы над фильмом. Неожиданным защитником выступило Министерство финансов, не позволившее списать потраченные средства, а главным оценщиком стал сам руководитель страны. Только благодаря Брежневу в марте 1970 года «Белое солнце пустыни» вышло в прокат. Дальнейшее мы прекрасно знаем, все фразы из фильма помним, а сыгранный Кузнецовым Сухов в числе наших любимых героев.
1933 — Семён Фарада (ум. 2009), советский и российский актёр («Тот самый Мюнхгаузен», «Гардемарины, вперед!», «Формула любви», «После дождичка в четверг», «Мой друг Иван Лапшин» и многие другие).
1945 — Татьяна Никитина, исполнительница бардовских песен. Увлечение авторской песней привело выпускницу физфака МГУ к семейному и творческому союзу с композитором Сергеем Никитиным, в дуэте с которым она исполнила такие популярные песни, как «Когда мы были молодые», «Под музыку Вивальди», «Александра», «В солнечной Бразилии».
1973 — Николай Цискаридзе, российский артист балета, премьер Большого театра, народный артист России.