24 августа: день в истории культуры и искусства

Значимые события этого дня:

79 — извержение Везувия уничтожило города Помпеи и Геркуланум.

При этом погиб наблюдавший за вулканом римский государственный муж, писатель и ученый Плиний Старший — автор 37-томной «Естественной истории». Но, возможно, сегодня обыватели и не помнили об этой трагедии, если бы русский художник Карл Брюллов не представил публике свое грандиозное полотно «Последний день Помпеи».

Брюллов посетил Помпеи в 1828 году, сделав много набросков для будущей картины про известное извержение вулкана Везувий в 79 году н. э. и разрушение этого города. Полотно выставлялось в Риме, где получило восторженные отклики критиков, и переправлено в парижский Лувр. Эта работа стала первой картиной художника, вызвавшей такой интерес за рубежом. Вальтер Скотт назвал картину «необычной, эпической».

Классическая тема, благодаря художественному видению Брюллова и обильной игре светотени, вылилась в работу, на несколько шагов вперёд отстоящую от неоклассического стиля. «Последний день Помпеи» отлично характеризует классицизм в русской живописи, смешивающийся с идеализмом, повышенным интересом к пленэру и страстной любовью того времени к подобным историческим сюжетам. Изображение художника в левом углу картины является автопортретом автора. На полотне также трижды изображена графиня Юлия Павловна Самойлова — женщина с кувшином на голове, стоящая на возвышении в левой части полотна; разбившаяся насмерть женщина, распростёртая на мостовой, и рядом с ней живой ребёнок (обоих, предположительно, выбросило из сломавшейся колесницы) — в центре полотна; и мать, привлекающая к себе дочерей, в левом углу картины.

В 1834 г. картина «Последний день Помпеи» была отправлена в Петербург. Александр Иванович Тургенев говорил, что эта картина составила славу России и Италии. Е. А. Баратынский сочинил по этому случаю знаменитый афоризм: «Последний день Помпеи стал для русской кисти первым днём!». Стихотворением откликнулся и А. С. Пушкин: «Кумиры падают! Народ, гонимый страхом…» (эту строку запрещала цензура). В России полотно Брюллова воспринималось не компромиссным, а исключительно новаторским произведением. Николай I удостоил художника личной аудиенцией и наградил Карла лавровым венком, после этого художника называли «Карлом Великим». Анатолий Демидов подарил картину Николаю I, который выставил её в Академии художеств как руководство для начинающих живописцев. После открытия Русского музея в 1895 году полотно было помещено туда, и к нему получила доступ широкая публика.

1811 — юный Пушкин сдал вступительный экзамен в Лицей.

Выписка из Списка кандидатов, удостоенных к поступлению в число воспитанников Лицея: «№ 14. Александр Пушкин. В грамматическом познании российского языка — очень хорошо, в грамматическом познании французского языка — хорошо, в грамматическом познании немецкого языка — не учился, в арифметике — до тройного правила, в познании общих свойств тел — хорошо, в начальных основаниях истории — имеет сведения».

1919 — в Москве прошел День сбора книг для Красной Армии. В «Правде» первая полоса вышла под шапкой: «Либкнехт сказал: крепкий кулак — хорошее дело, но надо, чтобы и в голове было ясно. У Красной Армии крепкий кулак. Дадим ей книгу, чтобы было еще яснее в головах красноармейцев».

1938 — Кларк Гейбл подписал контракт на исполнение роли Ретта Батлера в фильме «Унесенные ветром».

1938 — газета «Крисчен сэнчури» впервые использовала термин «мыльная опера» по отношению к телесериалам.

1973 — на Центральном телевидении завершен премьерный показ сериала Татьяны Лиозновой «Семнадцать мгновений весны».

За две недели были показаны 12 серий сразу же ставшего легендарным фильма по одноименному роману Юлиана Семенова. Сегодня трудно представить, что для премьеры может быть избран сезон отпусков, но тогда голубой экран был главным развлечением советских людей, и улицы всех городов в буквальном смысле пустели, когда начиналась очередная серия. Создатели фильма разрушили как законы жанра, поставив в центр остросюжетного фильма не действие, а движение мысли (что поставило в ряд с героями фильма «информацию к размышлению», произнесенную голосом Ефима Копеляна), так и устоявшиеся стереотипы, впервые в советском кино избежав карикатурного показа врагов. Практически заново для кинозрителя были открыты имена Льва Дурова, Олега Табакова, Леонида Броневого, а давно считавшийся звездой советского кино Вячеслав Тихонов с той поры иначе как Штирлиц и не воспринимается.

Генсек Леонид Ильич Брежнев настолько уверовал в реальность героя фильма, что хотел наградить его званием Героя Советского Союза. Так до конца и не поверив, что это выдуманный персонаж, он на следующий год дал актеру звание народного артиста СССР, а позже и звезду Героя Социалистического Труда.

В этот день ушли из жизни:

1921 — Николай Гумилёв, (род. 1886), русский поэт, муж Анны Ахматовой,  один из ведущих представителей акмеизма. Расстрелян ЧК.

1943Мария Лилина /наст.фамилия Перевощикова/ (род. 1866), актриса, народная артистка РСФСР (1933). Жена К. С. Станиславского /наст. фамилия Алексеев/. Входила в группу основателей Московского художественного театра, после его смерти (1938) руководила Оперно-драматической студией, ставшей впоследствии театром.

1983 Михаил Шуйдин (род. 1922), клоун, выступавший в дуэте с Юрием Никулиным. Оба его сына — Вячеслав и Андрей — также связали свою жизнь с цирком.

1990 Сергей Довлатов (род. 1941), писатель.

2006 — Виктор Павлов (род. 1940), советский и российский актёр театра и кино, народный артист России.

В этот день родились:

1839Эдуард Направник (ум. 1916), чешский и российский композитор, дирижёр. В течение почти пятидесяти лет он занимал пост главного дирижёра Мариинского театра, под его управлением состоялись премьеры практически всех создававшихся в то время русских опер.

1848 Евгений Лансере (ум. 1886), русский скульптор-анималист, Почетный вольный общник Академии художеств.

1892 Леонид Макарьев (ум. 1975), актёр, режиссёр, основоположник русского театра для детей.

1935 Юрий Клепиков, киносценарист («О любви», «Не болит голова у дятла», «Восхождение» в соавторстве с Ларисой Шепитько, «Пацаны»).

1947 Пауло Коэльо, бразильский писатель и поэт.

При подготовке публикации использованы материалы сайта http://www.citycat.ru/historycentre/

Президентский фонд культурных инициатив Глава Правительство Мы помним