«Мы не оставим города свои»: российские рокеры рассказали о своем проекте-посвящении Донбассу
9 мая в Донецке состоялась широкая презентация выпущенного сборника песен, посвященных событиям в Донбассе, под заглавием «Мы не оставим города свои». В проекте, реализованном под руководством российского писателя Захара Прилепина, приняло участие порядка 30 музыкантов – российских и донбасских, как молодых, так и широко известных. «Костяк» сборника составили песни именитых российских рок-исполнителей, с самого начала конфликта в Донбассе духовно и творчески поддерживающих нашу Республику.
Выпуск такого сборника является первым в своем роде, поскольку ранее все вошедшие в него песни существовали в обособленном виде – теперь же они обрели форму коллективного творчества, став единым, целостным и узнаваемым проектом.
В презентации, наряду с Захаром Прилепиным приняли участие Александр Ф. Скляр («Ва-Банкъ»), Алексей Поддубный (Джанго), Вадим Самойлов, Юлия Чичерина, Дмитрий Ревякин («Калинов Мост»), Александр Дадали, группа «Декабрь». Авторы рассказали журналистам о том, как создавались песни для этого сборника, о своих переживаниях и отношении к войне в Донбассе.
Предлагаем вашему вниманию материал с высказываниями всех участников презентации.
Захар Прилепин: - Мы собрались здесь сегодня в связи с выходом альбома-сборника песен «Мы не оставим города свои». Все музыканты, которые здесь сидят – это музыканты, которые в течение 2014 – 15 – 16 – 17 годов сочиняли песни, которые так или иначе касаются событий в Донбассе. У меня есть личное убеждение в том, что если какое-то историческое событие нашло отображение в поэзии, музыке или прозе – значит, оно состоялось. Все мы знаем, что есть «Илиада и Одиссея», есть «Тихий Дон», есть «Хождение по мукам», и так далее. В то же время за весь период существования нашего мира было огромное количество войн и народов, которые исчезали в ходе мировой истории, не находя отражения в искусстве. И в свое время я волновался, что здесь, в Донбассе, мы не сложим «правильных» песен – тех, какими они должны быть. Но мои сомнения очень быстро были развеяны. Стихи и песни писались просто прекрасно, и к нам еще присоединился петербургский художник Александр Новосёлов со своими прекрасными картинами… То есть Донбасс стал одной из составляющих вообще мировой истории, мировой культуры. И когда я формировал этот сборник, слушал его со своими бойцами в батальоне и с друзьями-музыкантами, я понимал, что произошло нечто большее, чем мы сами.
Я с огромным уважением отношусь ко всем нашим украинским братьям. Но те наши «небратья», которые скакали на Майдане, – они пытались с нами соревноваться в поэтическом и музыкальном плане, и проиграли это соревнование сегодня, здесь и сейчас, со счетом 100:0. Потому что то качество песен, поэзии, произведений высокой культуры, которые мы предоставили, просто несопоставимо с тем, что они имеют. В этом смысле нами одержана еще одна победа.
- Расскажите подробнее о диске – какие песни вошли в сборник, в чьем исполнении?
Захар Прилепин: - В сборник вошло 38 песен. Среди них, например, две песни лидера группы «Ва-Банкъ» Александра Ф. Скляра – «Когда война на пороге» («Миллионы»), написанная в 2014 году, и новейшая версия советской военной песни «Давай закурим» - она является, единственным, если так можно выразиться, «ремиксом» на данной пластинке, потому что остальные 37 песен являются современными написаны только о Донбассе, об этой войне. Мы намеренно не помещали сюда лирику и какие-либо другие вещи, которые не касаются данных событий – только тематические песни. Среди них есть новинки, которые вообще еще никто не слышал. На пластинке – две песни Джанго, две – Чичериной, две – харьковского репера Типси Типа. У большинства же исполнителей – по одной песне. Когда мы закончили работу над этим диском, выяснилось, что у нас есть песни еще на третий…
Выпущенная пластинка в ближайшем будущем появится в продаже на всех отделениях почты, заправках и магазинах Донецка и всей Республики, и тут же появится третий диск. И это – не считая того, что есть огромное количество самодеятельных авторов и бардовских, документальных песен. Здесь мы работали только с профессиональными музыкантами, скажем так, со «звездами», людьми, заработавшими свое имя до того, как в Донбассе начались все эти события. И мне особенно радостно, что самые крутые музыканты России всё это поддержали.
Мы старались сделать так, чтобы пластинку слушали и люди старшего поколения, и среднего возраста, и молодежь. Поэтому на диске есть и исполнитель гимна ДНР дончанин Дмитрий Федоров; есть песня, сочиненная на стихи Владислава Юрьевича Суркова – одного из центральных деятелей российской политики; есть песня, сочиненная на слова и музыку представителя руководства Донецкой Народной Республики Дмитрия Трапезникова, есть две авторские песни боевого офицера ДНР Александра Костенко – «Молитва за Донбасс» и «Батя»… Есть три песни на стихи Арсена Павлова – Моторолы. Когда-то мы с ним общались, и он сказал, что сочинил два стихотворения и хотел бы, чтобы они были исполнены в музыкальной обработке. Стихи он мне читал с телефона. Когда Арсен погиб, его телефон в том злосчастном лифте разнесло вдребезги. Я позвонил его жене и говорю: «Пропали тексты». Елена ответила: «Нет, я успела переписать». Она переписала два его текста в тетрадку, прислала их мне, и мы из этих текстов сделали три композиции. В одной из них поучаствовал Александр Ф. Скляр, две других записали молодые рэп-музыканты. Вообще, музыка на этом диске очень разнообразна. Есть песня Вадима Самойлова, есть группа «Аффинаж», Глеб Корнилов (группа «Опасные»), донецкий музыкант Грин Лазовский... Этот диск олицетворяет собой встречу Донбасса и России, музыкантов – местных и российских. Это – большое событие.
Не буду скрывать, у меня строгий привередливый вкус. Сборник составлял я, и если предложенный материал по музыкальным и этическим качествам не соответствовал определенному уровню, я эти песни не брал. Потому что многие ребята берут в руки гитары, поют песни, но далеко не всегда это можно назвать музыкой. Мне очень не хотелось, чтобы наши оппоненты с «той» стороны назвали наше творчество самодеятельностью, и поэтому отбирались песни исключительно высококачественные.
- Планируется ли распространение этих дисков на территории Российской Федерации, и если да, то каким образом?
Прилепин: - Мы сегодня в честь 9 мая выложим эти песни в открытый доступ во всех соцсетях, на ютубе и так далее. Это – параллельно с продажей диска.
Вадим Самойлов: - Хочу добавить несколько слов. Я считаю, что такие сборники, конечно, полезны как мотиватор для бойцов, но и для обычных жителей они тоже очень нужны. Потому что это – прожитое. И мне кажется, в России его надо активно распространять, и я со своей стороны хочу в этом участвовать и всячески поощрять. На мой взгляд, тема патриотически правильного понимания в искусстве очень важна. Я думаю, в результате таких проектов можно выйти на какое-то слово, которое зазвучит по-новому. И этот диск – такая первая важная веха на пути к поиску тех самых скреп, которые нужно формулировать.
- Вадим, расскажите о вашей новой песне «На Берлин», о которой уже наслышан интернет и которая сегодня впервые будет исполнена вживую.
Самойлов: - Да, действительно, сегодня в Донецке эта песня будет впервые исполнена на концерте, и я рад, что так всё сложилось. К сожалению, попасть с этой песней в сборник «Мы не оставим города свои» мы не успели, она будет включена в следующий диск. Идея песни пришла, когда я впервые попал на Донбасс в апреле 2015 года – первые строчки «под градами города» пришли мне в голову именно тогда. Потом эти ощущения как-то «упаковывались», с каждым приездом возобновлялись. Я многое здесь повидал – не всё, конечно, но многое. Затем следующим важным отправным моментом к созданию этой песни стала поездка в Сирию. Кстати, рифму «я твой ИГИЛ бомбил» я от летчиков услышал. Сидели как-то, отмечали встречу, с шутками-прибаутками… Я эту песню всем своим знакомым летчикам разослал, они очень бурно отреагировали. Ну, и что касается третьего куплета, – мне хотелось всё резюмировать, подвести к общему знаменателю, который ощущает каждый из нас. Причем в этой песне я намеренно высказался прямолинейно, потому что тема особая, ее часто обсуждают обтекаемо…
Я даже не пытался отдавать эту песню на российские радиостанции, потому что ее, увы, там никто не поставит. Но, к счастью, у нас есть такие плацдармы, как ваша Республика – у вас тут всё по-другому, по-честному, и все эти вещи имеют совсем другое значение. Для меня большая честь, что я ее перед вами сегодня буду петь живьем. Я знаю, что здесь – тот самый адресат, кому это нужно.
Прилепин: - Такие песни очень важны. Вот сегодня мы празднуем очередную годовщину Великой Победы. И если бы не все те прекрасные песни, которые тогда были сочинены, я думаю, что, может быть, и не было бы этой победы… Сегодня, когда сочинены все эти современные песни о Донбассе, я точно знаю, что правда на нашей стороне. Если есть Бог, то именно он нам эти слова подарил, а наши музыканты подобрали их в правильном порядке, в правильной форме, положили на правильную музыку, и всё состоялось. И это удивительно.
- Александр, что вы ощущали, когда работали над песней на стихи Арсена Павлова? Как вообще происходила работа над этим материалом?
Александр Скляр.: - Инициатива исполнить ее принадлежит не мне. Мне позвонили Захар Прилепин и Рич, который в Москве помогал делать музыкальную дорожку для этих стихов. Они сказали, что видят меня на припеве к этой композиции, и попросили меня этот припев сочинить. То есть была готова куплетная часть, а вот припев «Но есть среди нас те, кто на движении, и при любом раскладе движутся против течения» нужно было сделать именно как припев. Я посидел, ритмически подумал, потому что это – не мои стихи. Но мне показалось, что этот припев – мощный, и он, как это ни удивительно, перекликается с одним из лозунгов много-много лет назад мной осуществленного фестивального движения, которое называлось «Учитесь плавать». В том фестивале одним из наших «движенческих» лозунгов был «Ребята, плывите против течения». Вообще, по жизни плыть против течения – это правильно... И вдруг, представляете, я вижу у Моторолы именно такой смысл припева. Он мне стал, конечно же, сразу очень близок, потому что перекликается с тем, что я когда-то говорил и от чего я по сей день не отступился внутренне. Я показал ребятам вариант музыкального решения этой песни, им понравилось. Мне кажется, припев хорошо лег, особенно потом, когда он в конце развивается и повторяется несколько раз все с более и более мощной музыкальной подачей. Ну, и получилось так, что рэп соединился с «олдскульным» русским роком, что мне очень приятно, потому что в рэпе как в новом движении я вижу продолжение нашей русской рок-традиции. Держаться корней – всегда правильно.
Прилепин: - Кстати, музыку на стихи Моторолы сочинил донецкий музыкант, наш товарищ Игорь Лазарев – по совместительству гитарист группы «Джанго». Так что получилось такое коллективное творчество, куда каждый вложил что-то своё, и в этом есть очень важная идея.
- Вопрос ко всем исполнителям: поете ли эти песни на российских концертных площадках? И если да, то какова реакция на них у российского зрителя?
Джанго: Я вначале хочу рассказать о своей песне «Мы не уйдем», которая вошла в сборник. Если вы помните, в конце прошлого года в Донецке была подобная пресс-конференция, в ней участвовал Глава Республики, Саша Скляр, Захар Прилепин. И я тогда, отвечая на вопрос о том, что меня больше всего впечатлило в Донбассе, сказал: «Меня впечатлило то, что люди не оставили свои дома – невзирая на обстрелы, на очень серьезную опасность. А кто-то взял в руки оружие и пошел защищать свой родной дом». Эта песня – результат тех моих переживаний. Вообще это редкость для меня, потому что я пишу песни, в общем-то, «из воздуха», из каких-то внутренних ощущений и ощущений русского языка. А эта песня была написана именно под впечатлением, и я должен быть передать это своё ощущение. Насколько мне это удалось – судить вам.
Что же касается вопроса об исполнении песни о Донбассе в российском пространстве, скажу так: песню эту я по всем знакомым разослал, на крупнейшие российские радиостанции, и все мне отказали в эфире. На одной из радиостанций нам сказали прямо и честно: «По политическим мотивам». И добавили: «Ты понимаешь, народу нужно отдыхать. Он должен расслабляться – зачем его грузить такими вещами?». Российское общество почему-то считает, что средства массовой информации должны развлекать. А меж тем оно должно сосредоточиться, собраться внутри себя и почувствовать, какой великий смысл, какая великая опасность здесь происходит.
Здесь, в Донецке, я буду исполнять ее сегодня. Для меня огромная честь, что нас и для сборника немного подождали, потому что песня совсем новая, и нужно было успеть ее свести. И я счастлив, что это событие произошло, и что мы здесь все вместе на Донецкой земле. Все эти песни заряжены серьезнейшим смыслом, а когда это есть – это совершенно иная сила. То есть я как музыкант – в прошлом формалист. Мне в свое время очень хотелось подражать Западу, делать всякие штучки, чтобы фирменно звучало. Да, это неплохая школа, но если не передается смысл, это слабо. Если вам негде черпать смысл, значит, вы занимаетесь формализмом. Я считаю, нам всем тут есть из чего черпать смысл. Для российского общества то, что здесь происходит, увы, очень далеко. Вы здесь своей кожей можете почувствовать это. А там, за тысячу километров, к сожалению, этого ничего не видно. Можно включать боевики сколько угодно, но пока мимо что-то не просвистит, не пролетит, не попадет в соседний подъезд и там вылетит всё, и будет дым валить, и вы не дай Бог, увидите там человека, лежащего на улице, навсегда ушедшего, – вы этого всего не поймёте. Я считаю, сюда очень многие должны приезжать. Обязательно. И в частности, те же руководители радиостанций. Им надо почувствовать, о чём вообще всё это.
Скляр: - Моя песня «Миллионы» открывает этот сборник. Эту песню я исполняю на концертах, но делаю это достаточно редко, потому что у нее есть специфический смысл и посыл, и просто так ее на концерте не споешь. Но зато каждый раз, когда мы ее исполняем, – когда мы чувствуем, что она будет услышана, – она всегда производит очень сильное впечатление. Крайний раз я ее пел совсем недавно – это было в знаковом месте, в Москве, в Мемориальном музее Скрябина. И это было в знаковом концерте, который назывался «Русская правда» – в нем участвовал хор Сретенского монастыря и ваш покорный слуга вместе с двумя музыкантами группы «Ва-Банкъ». Мы вместе песнями отвечали на вопрос, что такое есть русская правда. Режиссер-постановщик попросил меня, чтобы эта песня прозвучала в концерте. И она там была совершенно к месту.
Я никому ни на какие радиостанции ее не рассылал – просто потому, что в сентябре 2014 года эта песня была записана и сразу же выпущена как видеоклип. О ней знают все, кому нужно знать – я имею в виду представителей средств массовой информации. Могу ответственно заявить, что ни на одной радиостанции она ни разу не прозвучала. Это абсолютно точно.
Что же касается песни, которая завершает этот сборник, – я очень горжусь, что я был одним из первых исполнителей нового поколения, кто эту песню начал активно петь. Изначально это был вариант Клавдии Шульженко – первый и третий куплеты, так называемый классический вариант. А вот что касается еще одного куплета, то я его услышал в конце прошлого года, когда приехал в Донецк, чтобы выступить в Центре славянской культуры. На сцену вышли Джанго, Захар Прилепин и Александр Владимирович Захарченко. И вот тогда я впервые узнал о том, что существует второй куплет этой песни («Нас опять Одесса встретит, как хозяев…» - ред.). Я ее очень часто исполняю, и теперь – только в трехкуплетном варианте. Поэтому большое спасибо Донбассу за то, что он мне подсказал существование этого промежуточного куплета, который делает эту песню, я бы сказал, еще более актуальной (смеется – ред.).
Самойлов: - Я благодарен Захару за то, что он придумал такой сборник. Без него, думаю, вошедшая в него моя песня («Что дальше» - ред.) никогда не была бы опубликована, потому что, как и другие наши совместные работы с Владиславом Сурковым – это такой «междусобойчик». То есть мы их делаем не для показа / продажи, это абсолютно такая творческая коллаборация для услады себя. Владислав Юрьевич – очень талантливый человек, и словом владеет хорошо. Песня на его стихи, которая представлена в сборнике, – прожитая, прочувствованная. Сурков и здесь, в Донбассе, играет определенную роль, и определенную роль играл после второй чеченской кампании. Войны он видел много. Когда я услышал это его стихотворение, я им сильно проникся. Мы сочинили мелодию и сделали песню, что называется, «в никуда», то есть заведомо неперспективную с точки зрения ротации. Но благодаря сборнику «Мы не оставим города свои», уверен, эта песня начнет жить своей жизнью.
Что же касается исполнения песен на концертах в России – вы знаете, я сейчас исполняю буквально несколько песен философско-человеческой направленности и патриотического взгляда на мир сегодняшний. И, конечно, с репертуаром моего предыдущего проекта, группы «Агата Кристи», это совмещается с большим трудом. Но, тем не менее, я нахожу выход из ситуации, и на сегодняшнем концерте у вас будет возможность пронаблюдать, как это примерно происходит (улыбается – ред.). Но, скажем так, в моем «постагатовском» самовыражении этому есть место. Это нормально, потому что мы с возрастом хотим в большей степени формулировать и ретранслировать собственный взгляд на мир, а не просто сказки, какие-то гротескные истории о персонажах не из реальной сегодняшней жизни. Я думаю, что этот вектор доминирует сейчас во мне, и он продолжится дальше. Окончательно все станет понятно после того, как я осенью запишу и выпущу свой новый альбом – первый полноценный после «Агаты Кристи». Тематика песен там будет представлена широко.
- Дмитрий, за период новейшей истории Донбасса вы здесь впервые. Поделитесь своими впечатлениями.
Дмитрий Ревякин: - Нам отрадно, что мы являемся участниками этого сборника, что он вышел в свет, что музыканты своей великой гражданской позицией выразили свое отношение к происходящему. Поэтому сегодня я счастлив, и этим всё сказано – «that’s all», как говорят наши англосаксонские друзья.
Юлия Чичерина: - Относительно исполнения песен на российских концертах – у меня ситуация, похожая на ту, что у Вадима. Мои старые песни – очень веселые, если не сказать – легкомысленные. Сейчас я уже стала взрослой… Но я как-то исхитряюсь, в моей концертной программе есть отдельный блок, и я ухожу в эту тему, а потом из нее «выплываю».
Как реагируют? По-разному, смотря, что за концерт. В основном нормально. А если не очень, то люди просто «подвисают» на какое-то время, но я их потом выдергиваю обратно.
Что касается моего участия в сборнике «Мы не оставим города свои», то в него вошли песни так называемого донбасского периода. Мы очень объединились с моим другом детства Сергеем Бобунцом – группа «Смысловые галлюцинации», которой уже нет. Он недавно к вам в Донецк приезжал. Его эта история очень пронзила, потому что его отец родом из Шахтерска, и можно сказать, что здесь – родина Сергея. Мы вместе с ним очень всё это переживали, и так получились эти песни.
В этом году группе «Чичерина» 20 лет, и я тоже буду делать что-то типа «The best», и эта программа будет называться «Война и мир». В нее войдут мои старые хиты – это будет мир, и современные – это война.
Хочу сказать большое спасибо Донбассу, это – настоящая школа для меня.
Ревякин: - Вы знаете, в современном мире все виляют, как могут. И когда люди излагают свою позицию, это иной раз выглядит, как сенсация. Я благодарен всем музыкантам, которые приняли участие в этом сборнике. Думаю, что это дело надо продолжать, потому что это дело – правое. Всех с Днем Победы, и победа будет за нами, безусловно.
Группа «Декабрь»: - Свои песни мы поем, у нас есть отдельная программа, но на наши концерты ходят подготовленные люди. А по поводу исполнения этих песен в России – такая проблема действительно есть. На радиостанциях нам говорят примерно следующее: «Мы не хотим ничего разжигать, хотим жить спокойно и весело». И это касается не только радиостанций, но и рок-фестивалей. Как только мы открыто заявили о своей позиции, они для нас закрылись. По крайней мере, для нас.
Самойлов: - Давайте я озвучу конкретные названия. Все знают «Наше радио» - лично у меня была по этому поводу история. Они каждый год в Доме художника устраивают экшн под День Победы. Висят логотипчики нашего радио, стоят такие намётики красивые. И вот мне звонят и говорят: «А вы не хотите стихи в эфире прочитать?». А я говорю: «А вы не хотите песню «На Берлин» поставить?»…
Я когда здесь проводил рок-фестиваль в 2015 году с местными группами – очень хороший уровень в Донецке, кстати. И как раз здесь находясь, я позвонил организаторам фестиваля «Нашествие». И говорю: «Ребята, вы же вроде как патриоты, у вас там военная техника заезжает… Вот есть хорошие группы с Донбасса, давайте дадим им право выступить». Полдня они меня мурыжили, «не могли дозвониться», а потом говорят: «Вы знаете, там так всё плотно, вот если бы пораньше…». Но по факту, «Нашествие» - это «резиновый» фестиваль, на котором может выступать 200 коллективов. И уже найти место для одного коллектива из Донбасса, думаю можно было бы. Поэтому простите меня за грубое выражение, но этот свой патриотизм пускай они себе куда-нибудь засунут. Я считаю, пора уже делать свои фестивали – думаю, так и будет.
- Ну, с радиостанциями все понятно – там коммерция чистой воды. А вот почему другие артисты, которые в свое время провозглашали себя такими ура-патриотичными славянами – «Алиса», «ДДТ» - почему они заняли такую позицию?
Скляр: - Не соглашусь с такой спокойной констатацией того, что радио – это коммерческий проект. Да что же это такое? Они что, существуют только из-за того, что они коммерческие? А зачем тогда нужны все фестивали, которые делаются под эгидами радио? Нельзя все переводить на то, что они коммерческие – это, выходит, им типа индульгенция выписывается заранее. Ну, допустим, а почему тогда федеральные радиостанции, которые не коммерческие, не крутят патриотические песни? Это нельзя спускать на тормозах.
Самойлов: - Есть проблема фейкового патриотизма. И сейчас напрямую высказываться можно только в нескольких российских ток-шоу. А вообще в свой самый первый приезд на Донбасс я почувствовал – здесь в воздухе витало, что что-то произойдет, станет таким пионерским проектом. Здесь можно что-то построить – новое, справедливое, более чистое. И я думаю, что здесь – самый передний край эволюции нашей человеческой цивилизации. Это чистая правда. Поэтому вам еще раз спасибо. Весь сегодняшний опыт будет применен там, где надо.