Во второй день международного фестиваля «Сказочный мир-2017» в Донецке прошли показы спектаклей театров Москвы и Севастополя
Вторник, 7 ноября, стал вторым днем Международного фестиваля театров кукол «Сказочный мир – 2017», который проходит в стенах Донецкого республиканского академического театра кукол в период с 6 по 10 ноября. Накануне свою премьеру «Золотой ключик» зрителям и членам жюри продемонстрировали хозяева фестиваля. Сегодня эстафету приняли сразу два театра – московский «Театр кукол, теней и актера «Отражение» и «Театр им. Кукол» из г. Севастополь.
Важно отметить, что оба спектакля указанных театров – «Странный цирк Марка Шагала» (фантазии теней по картинам художника) и «Королевская игра» (по мотивам итальянской народной сказки «Генерал Фанта-Гиро») сложно назвать сугубо детскими спектаклями. Скорее, это универсальные постановки, интересные ребенку своей динамичностью и зрелищностью, и одновременно – несущие глубокие смысл, понятный взрослому.
Так, спектакль «Королевская игра» демонстрирует терзания отца-короля, у которого вместо желанного сына-наследника – капризная дочка-принцесса, заставляющая отца играть с ней в куклы и потакать девчоночьим причудам. После долгих сетований отца дочь предлагает ему представить, что на самом деле у него не дочь, а сын, с которым воодушевленный отец начинает играть не в куклы, а в более интересные, на его взгляд, игры – «политические». Игры заходят весьма далеко – соседнее королевство в ответ на интриги объявляет главным героям войну, и дочка-принцесса, совсем недавно докучавшая отцу своими играми, вдруг решительно объявляет о готовности защищать свое королевство и короля. Финал спектакля, как и положено любой сказке, счастливый: отец-король осознает, как он любит свою дочь – именно ее, а не вымышленного сына. Однако на протяжении часа, в течение которого идет постановка, зрители успевают пережить бурю эмоций – от смеха до слез; узнать себя в ювелирно считанных с реальной жизни и переложенных на театральный язык ситуациях; восхититься виртуозной игрой актеров и задуматься о глобальных, волнующих всех вещах.
«Если вы смотрели спектакль от начала и до конца, то обратили внимание на то, что он – многожанровый, многослойный, там много всего намешано. В нем есть и комедия, и клоунада, и фарс, и пантомима, и драматические вещи. И мне кажется, что тема войны – это вечная тема, она касается всех. К тому же мы ее подали определенным образом, сделав акцент на том, что война – это нехорошо, это страшно», – рассказал художественный руководитель Театра им. Кукол Артем Макеев, сыгравший в спектакле роль короля.
Его партнер по сцене, исполнившая роль королевской дочери, Екатерина Старикова призналась, что проблема подачи наболевшей для Донбасса темы вызвала серьезные переживания у актеров.
«Спектакль, где затрагивается тема войны, мы не готовили специально «под Донецк». Только уже по дороге сюда до нас дошло, что мы будем о ней говорить в городе, где идут боевые действия. С одной стороны, мы несколько растерялись, но с другой – как говорят, случайности не случайны. Значит, так было нужно», – сказала Старикова.
«Королевская игра» – спектакль по театральным стандартам премьерный: он выпущен лишь в апреле этого года. Судьба у постановки непростая и интересная, о чем откровенно рассказали актеры.
«Это – моя инсценировка. В ее основе лежит моя преддипломная работа в питерской театральной академии. Но изначально это был небольшой показ на 25 минут, ту работу я пару раз показал в институте и забросил. И вдруг спустя 15 лет я к ней вернулся, мы напридумывали всего и сделали часовой полноценный спектакль. Готовили мы его долго, были очень мучительные репетиции – изначально я в нем играть не должен был, там был занят другой актер. Но обстоятельства так сложились, что он внезапно ушел из театра, и за две недели до премьеры мне нужно было ввестись в эту историю. Но я рад, что играю эту роль, я ее очень люблю. Хотя, безусловно, понадобилось много времени, чтобы «сыграться», отладить наше взаимодействие. Были и слезы, и хлопанье дверьми, и слова, в сердцах сказанные… Чтобы со сцены то, что мы делаем, выглядело легко, было в кайф нам и зрителям – за этим стоит огромный труд. Как и в любом другом хорошем, качественном спектакле. И скажу, что здесь, в Донецке, на нас обрушилось столько тепла, нам настолько были рады – искренне, неформально. Мы были потрясены, мы к этому даже оказались не готовы. От такого отношения вдвойне переживаешь – как бы не «стратить» на спектакле», – признался Артем Макеев.
«Но это всё делается в удовольствие – когда видишь глаза зрителей, которым нравится спектакль. Мы очень рады, что мы приехали в Донецк, причем с «Королевской игрой» мы выезжаем впервые. Хочется пожелать Донбассу мира, чистого неба, детского смеха. Чтобы война, как в нашем спектакле, была только в играх», - добавила Екатерина Старикова.
В свою очередь, художественный руководитель Московского театра кукол, теней и актера «Отражение» Борис Чернышов, чей спектакль «Странный цирк Марка Шагала» состоялся вслед за «Королевской игрой», подчеркнул уникальность своей постановки, рассчитанной на семейный просмотр.
«В этом спектакле мы хотели показать и жизнь Марка Шагала, и жизнь страны. При этом дети, которым пока еще неинтересна жизнь страны и творчество Шагала знать рано, будут смотреть интересное цирковое представление, где увидят и жонглеров, и канатоходку, и наездницу, и клоунов, и цирковые фокусы, и воздушные качели… А для взрослого зрителя всё это будет под слоем жизни Марка Шагала, сквозь призму жизни нашей страны, и я убежден, что подготовленный зритель получит удовольствие от спектакля. Этот спектакль – живой, он сам диктует условия. Мы сыграли его 28 раз, и ни одного спектакля не было одинакового. У нас был курьезный случай: мы играли на выставке театральных художников, было мало времени на подготовку, и у нас пошла «грязь» на экране – не все куклы плотно прилегали к экрану, некоторые «отходили», выглядели, как обрезки. Мы были очень огорчены, ведь аудитория – не шутка, театральные художники! И вдруг подошла к нам одна из них, маститая, и говорит: «Ребята, какую вы хорошую мысль придумали! Куклы не все видны – недосказанность! Хороший ход!». Оказывается, и этому нашлось оправдание… И кое-где мы потом так и оставили, уже намеренно. Но, повторюсь, каждый раз у нас спектакль диктует свои условия, импровизацию. У нас жанр – фантазия, а она позволяет хулиганство – в рамках того, что мы хотим показать, конечно», - рассказал Чернышов.
К слову, в «Странном цирке» задействовано 70 кукол, что связано со спецификой театра теней: «роль» одной теневой куклы выполняет сразу несколько настоящих. Кроме этого, подобные спектакли требуют использования сложного оборудования. По словам Бориса Чернышова, возглавляемый им театр на данный момент – единственный, представляющий на выезде полноценные спектакли в данном жанре. Однако постановочные трудности с лихвой компенсируются радостью от эмоциональной отдачи.
«Этот фестиваль для нас – настоящий праздник. Мы ездили по многим фестивалям, и где-то это были официальные мероприятия, но вот мы приехали сюда, и ощущения у нас, как будто мы дома. Тепло, уютно, и одновременно – торжественно и волнительно. Впечатления самые приятные», - поделился Борис Чернышов.
Напомним, завтра, в третий фестивальный день, свои работы на суд жюри представят Дагестанский государственный театр кукол и Горловский городской театр кукол. Всего же до конца фестиваля будет показано еще пять спектаклей.