19 октября: день в истории культуры и искусства

Значимые события этого дня:

1835 — 26-летний Николай Гоголь в письме к Александру Пушкин обратился к поэту с просьбой: «Сделайте милость, дайте какой–нибудь сюжет, хоть какой–нибудь смешной или несмешной, но русский чисто анекдот. Рука дрожит написать… комедию».

Наивно думать, что без пушкинской подсказки «Ревизор» не появился бы на свет и только благодаря ей Гоголь так ретиво взялся за дело, что за месяц завершил работу, в начале следующего года читал пьесу друзьям, а весной увидел ее на сцене. Как и всерьез воспринимать жалобы Пушкина на Гоголя: «С этим малороссом надо быть осторожнее, он обирает меня так, что и кричать нельзя». Действительно, сохранилась запись в дневнике поэта: «Кристин (Свиньин) приезжает в губернию на ярмонку, его принимают за… Губернатор честный дурак. Губернаторша с ним кокетничает. Кристин сватается за дочь». Пушкин мог рассказать свою историю Гоголю, но сам сюжет для России был ходовым: Григорий Квитка–Основьяненко восемью годами ранее написал пьесу «Приезжий из столицы», которую позже в рукописи мог прочитать Гоголь, а за год до описываемых событий вышла повесть Александра Вельтмана «Провинциальные актеры» с подобным сюжетом. У Гоголя к тому времени написаны «Вечера на хуторе близ Диканьки», «Вий», «Тарас Бульба», и он уже начал работу над «Мертвыми душами», идея которых, кстати, со слов Гоголя, также подсказана Пушкиным. Уже практически была готова «Женитьба», работу над которой Гоголь отложил из–за родившейся у него идеи «Ревизора».

Нет, вовсе не случайно летом Гоголь говорил Василию Жуковскому: «Сюжетов и планов нагромоздилось… ужасное множество… и только десятая доля положена на бумагу и жаждет быть прочтенною Вам. Через месяц я буду сам звонить в колокольчик у ваших дверей, крехтя от дюжей тетради…» Именно у Жуковского Гоголь впервые прочитал историю Хлестакова, которого в уездном городе приняли за столичного ревизора. Герой у Гоголя сначала звался Скакунов, писалось быстро и весело. Пьеса претерпела четыре авторские переработки и в первый раз была воспринята друзьями как веселый фарс. Один из присутствовавших говорил про Гоголя и его творение: «Читает мастерски и возбуждает «беглый огонь» раскатов смеха в аудитории… Он удивительно живо и верно, хотя и карикатурно, описывает наши административные нравы… от избытка веселости часто завирается, и вот чем его веселость прилипчива», а кто–то «сожалел о Пушкине, который увлекся этим оскорбительным для искусства фарсом и во все время чтения катался от смеха». За веселостью тогда никто не разглядел ни сатирического заряда пьесы, ни ее будущей счастливой театральной судьбы.

1845 — в Санкт-Петербурге, в большом конференц-зале Академии наук под председательством вице-адмирала Федора Петровича Литке состоялось первое собрание Русского географического общества, учрежденного в августе.

1845 — премьера в Дрездене оперы Рихарда Вагнера «Тангейзер». Название произведения с недавних пор известно людям, даже далеким от сферы искусства, в связи со скандалом вокруг нетрадиционной постановки «Тангейзера» в Новосибирском театре оперы и балета в начале 2015 г.

1919 — в газете «Правда», в отделе «Страничка красноармейца», напечатано письмо с фронта «Прозрели!» за подписью заведующего политическим отделом Туркестанского фронта Д. Фурманова. Вся страна впервые узнала имя будущего автора «Чапаева».

1921 — 19 и 26 октября в Петрограде в Доме искусств состоялись вечера «Серапионовых братьев». Вступительное слово держал В.Шкловский. Со своими произведениями выступили К.Федин, М.Слонимский, Вс. Иванов, В.Зильбер (В.Каверин), Е.Полонская, Н.Радищев, М.Зощенко, Н.Никитин, Л.Лунц.

1944 — состоялся дебют Марлона Брандо на сцене Бродвея.

2000 — неизвестный меценат подарил Франции ценную коллекцию из 109 произведений искусства, в числе которых картины, рисунки, пастели и скульптуры XVIII, XIX и XX веков. Для Франции это одно из крупнейших пожертвований века.

2000 — в Нью-Йорке открылся филиал знаменитого музея Мадам Тюссо. Отделка музея стоила его создателям 50 миллионов долларов. Новая экспозиция составлена из 200 восковых фигур.

В этот день ушли из жизни:

1745 — Джонатан Свифт (род. 1667), английский писатель.

Испытавший горькое разочарование в людях и их правителях, он закончил свою жизнь в одиночестве. Говорят о помрачении ума писателя, его болезненное душевное состояние можно было бы назвать мизантропией, а сам он при полном здравии говорил про себя: «Я никогда не мог дать людям спокойно сходить с ума, а вечно оповещал и предупреждал их об этом». Начинавший свой путь сельским священником, он стал деканом (настоятелем) кафедрального собора в Дублине и постоянно выступал в защиту ирландцев, а в своих произведениях яростно обличал пороки общества и людей.

Его «Путешествия Гулливера» — не только одна из самых знаменитых и популярных книг мировой литературы, но и одна из самых нечитаных, так как большинство из нас знает ее только в пересказах для детей. Придуманное Свифтом название страны Лилипут, в которой живут крошечные человечки, и имя героя вошли в наш язык как синонимы людей совсем маленького и баскетбольного роста. В 2015 году, если верить автору (а не доверять ему у нас нет никаких оснований), исполняется 300 лет, как Гулливер вернулся из своих путешествий. У современников четыре книги Свифта вызывали прямые ассоциации с действительностью, а мы сегодня удивляемся двум спутникам планеты Марс, про которые идет речь у Свифта, тогда как ученые обнаружили их только полтора столетия спустя. Столь весело начинавшиеся приключения главного героя Свифта завершаются тем, что тот по возвращении испытывает к людям «ненависть, отвращение и презрение». Этого не смогли простить писателю критики, одни из которых сразу начинали поносить Свифта, называя его «мастером насмешки над человечеством», а другие, благоразумно убрав все раздражающее их из книги Свифта, превратили его в автора для малышей. Он же надеялся, что «добрые люди, пожалуй, подумают, будто я замышлял насмешкой урезонить глупость и тем же бичом изгнать из жизни пороки».

1938 — Борис Житков (род. 1882), русский и советский писатель («Морские истории», «Злое море», «Рассказы о животных»), прозаик, педагог, путешественник и исследователь. Автор популярных приключенческих рассказов и повестей, произведений о животных и романа о революции 1905 г.

Борис Житков сотрудничал со многими детскими газетами и журналами: «Ленинские искры», «Новый Робинзон» (изначально — «Воробей»), «ЁЖ», «Чиж», «Юный натуралист», «Пионер». Работал корреспондентом в Дании. Интересный факт: в фантастическом рассказе «Микроруки», опубликованном в 1931 году, Житков описал способы изготовления и применения микроманипуляторов, одного из направлений нанотехнологий, получивших развитие с началом XXI века.

Роман о революции 1905 года «Виктор Вавич» Житков считал своим главным произведением. Издание романа, доступное широкому кругу читателей в полном объёме, стало возможным лишь в 1999 году, благодаря тому, что Лидия Чуковская сохранила экземпляр книги 1941 года (несколько экземпляров этого издания романа также сохранились в библиотеках). Запоздалая публикация привела к тому, что это значимое произведение напрочь выпало из литературного процесса.

«Вопреки Булгакову, рукописи горят. Кроме текстов нужна еще и судьба. Вот, скажем, «Виктор Вавич» Бориса Житкова. Если бы у этого романа была судьба, он занял бы нишу между «Тихим Доном» и «Живаго». Теперь он станет, может быть, лишь темой диссертаций» (Андрей Битов).

«Это лучшее, что написано когда-либо о 1905 годе. Какой стыд, что никто не знает эту книгу. Я разыскал вдову Житкова и поцеловал её руку» (Борис Пастернак).

В этот день родились:

1862 — Огюст Люмьер (ум. 1954), считающийся (совместно со своим братом Луи) одним из родоначальников кино, основателем французской киноиндустрии и кинорежиссуры.

Братья не разделяли меж собой заслуги, но младший был разработчиком всех идей, старший обеспечивал их финансовую и организационную поддержку, а инициатором стал их отец. Художник по профессии, он содержал фотоателье в Лионе и раз показал сыновьям кинетоскоп американского изобретателя Томаса Эдисона. Устройство позволяло разглядывать движущиеся картинки, но смотреть в глазок–окуляр мог только один зритель. «Не могут ли братья создать нечто лучшее? Нужно попробовать выпустить картинки из коробки!» — такова была просьба отца.

Решение было найдено скоро, чуть ли не за одну ночь, и местная газета после Рождества 1894 года сообщила о скором представлении новой чудо–машины. Запатентованная братьями как синематограф, она соединяла в себе все три процесса — съемочный, копировальный и проекционный. В марте 1895 года Люмьеры представили свой аппарат в Париже Обществу поддержки национальной промышленности. Был показан снятый накануне фильм «Выход рабочих с фабрики Люмьер» длительностью 42 секунды. Затем последовали демонстрации в других городах Франции, Брюсселе, а 28 декабря на парижском бульваре Капуцинок в «Гран–кафе» состоялся первый платный киносеанс, с которого ведет свой отсчет мировое кино.

Тогда билеты за 1 франк купили 35 зрителей. Было показано 10 столь же коротеньких, как и первый, сюжетов, включая и первый игровой — «Садовник», или «Политый поливальщик». Уже через полгода новый вид искусства завоевал весь мир. Первые сеансы в России прошли в Петербурге, Москве, на Нижегородской ярмарке. С парадоксальным и провидческим отчетом тогда выступил Максим Горький: «Вчера я был в царстве теней. Там звуков нет и нет красок. Все окрашено в серый однотонный свет. Это не жизнь, а тень жизни, и это не движение, а беззвучная тень движения... Раньше, чем послужить науке и помочь совершенствованию людей... синематограф послужит Нижегородской ярмарке и поможет популяризации разврата». Но великие изобретатели братья Люмьер к этому никакого отношения не имеют.

1918 — Александр Галич /настоящая фамилия Гинзбург/ (ум. 1977), русский поэт, киносценарист («Вас вызывает Таймыр», «Верные друзья»), драматург, автор и исполнитель собственных песен. 19 октября 1919 года считал своим днем рождения сам поэт, и эта же дата выбита на его могильном камне. Но в свидетельстве о рождении зафиксированы иные данные — 20 (7) октября 1918 года.

1939 — Вячеслав Клыков (ум. 2006), скульптор, автор памятников великому князю Владимиру, Сергею Радонежскому, Серафиму Саровскому, Пушкину, маршалу Жукову и многим другим великим людям России.

1941 — Жанна Болотова, советская и российская киноактриса («Судьба резидента», «Бегство мистера Мак-Кинли», «Подранки», «И жизнь, и слезы, и любовь»). Супруга кинорежиссёра и актёра Николая Губенко.

1952 — Вероника Кастро, мексиканская актриса. В бывшем СССР стала сверхпопулярной благодаря главным ролям в сериалах «Богатые тоже плачут» и «Дикая Роза».

При подготовке публикации использованы материалы сайта http://www.citycat.ru/historycentre/

Президентский фонд культурных инициатив Глава Правительство Мы помним