Александр Панкратов-Чёрный и творческая группа спектакля «Провинциальные истории»: Хотим своим искусством помочь дончанам в сохранении боевого духа

Сегодня, 4 марта, в донецком Центре славянской культуры известные российские актеры представили спектакль «Провинциальные истории». Перед донецкой публикой выступили народные артисты России Александр Панкратов-Чёрный и Ольга Науменко, заслуженный артист РФ Владимир Демидов, артисты Игорь Бушмелёв, Николай Аверюшкин, Лилия Волкова, артист и режиссер Сергей Кутасов, артист и продюсер Александр Постников. Спектакль поставлен по пьесе Александра Вампилова. Написанная в 1968 году, она всё так же актуальна.

Перед спектаклем артисты дали большую пресс-конференцию, которая началась несколько позже назначенного времени: её предварило посещение российскими гостями донецкого аэропорта и его окрестностей. Именно с темы войны в Донбассе и началась пресс-конференция. О творчестве артисты заговорили лишь тогда, когда смогли справиться с эмоциями от только что увиденного…

Вашему вниманию – материал беседы российских деятелей искусства с журналистами.

Александр Постников, артист, продюсер: - Извините, что мы задержались. Но у нас было дело очень важное и очень впечатляющее. Мы с Главой Республики ездили в Сталинград – по-другому не скажешь… Мы побывали в Донецком аэропорту, объехали места боевых действий.

В увиденное не верится. 21 век, один народ, одна страна. А по разрушениям, по боям – уровень Второй мировой, Великой Отечественной войны. Так не должно быть! Мы увидели красивый, чистый город – наверное, в мирное время такого порядка не было, как сейчас. И вот на фоне этой чистоты, этой шикарной гостиницы, где мы остановились, – такая война, такие разрушения!

Я снял то, что нам показали, на видео. Спросил: «Можно я в интернете это выложу?». Мне сказали: «Можно». Вот пусть люди посмотрят. Потому что даже от того, что мы видим по телевидению, нет такого впечатления, как мы сегодня получили. До этой поездки у нас было примерно такое ощущение, что вот одно здание – аэропорт, и оно разбито. Но тут же всё вокруг, всё… Это не просто какие-то 100 квадратных метров! Вот рядом со мной – Игорь Бушмелёв, земляк ваш – он из Донецка, я сам – родом из Луганска. И вы в нас пробудили необычайное чувство гордости за свой народ, за свой край. За тот русский дух, который люди, простые люди, наряду с военными и политиками, сумели отстоять. Хочется встать и низко вам поклониться!

Сергей Кутасов, режиссёр, актёр:- То, что я увидел в аэропорту Донецка, меня чрезвычайно потрясло (говорит со слезами в голосе – ред.), оно на всех нас произвело глубочайшее впечатление… Я бы даже назвал это психической атакой на наши души. И я рад, что здесь – мужественные люди, что у вас есть гордость и такая сила духа. Спасибо вам. Простите меня за сентиментальность, но я искренен…

Александр Панкратов-Чёрный, народный артист России: - Александр Владимирович (Захарченко – ред.) нам рассказал, где и кто погиб, какие ребята... Это очень больно. Как мы узнали, одни батальоном командует женщина. Представляете? Причём ранения имеет… Всё это даже не впечатляет – ошеломляет.

- Как вы относитесь к тому, что украинские власти актёров, которые приезжают в Крым и Донбасс, вносят в «чёрные списки»?

Александр Панкратов-Чёрный: - Вы знаете, разные бывают ситуации и впечатления. Вот мы как-то сняли сериал «По законам военного времени» (снимался в 2014 году, вышел на экраны в 2015 году – ред.) – 12 серий, съёмки проходили в Киеве и Черновцах. Там действие происходит в 1941 году – рассказывается о том, как немцы брали Киев, а бандеровцы-диверсанты этому способствовали и убивали наших штабных офицеров. Там по сюжету идёт по этому поводу следствие, и я играю шофёра Григория Ивановича Федоренко, который возит следователя (Екатерину Климову). И вот одни люди подходили к нам с добротой, с любовью: «Александр Васильевич, вот жинке своей передайте рушничок – сама вышивала». Кто-то молоко приносил на площадку… Помню, рядом сидит девочка-ассистент, плачет – брату 43 года, трое детей, а его отправляют воевать с Донецком. Трагедия. А рядом сидит здоровый такой бугай, похихикивает и говорит: «Да пусть поедет, молодёжь поучит, как москалям головы отрывать». Я ему говорю: «А вы в армии служили?». А он: «Да вы шо, Сашко Васильевич? У меня ж врождённый порок сердца!».

Нас с Катей Климовой возила машина – хорошо, водитель опытный. Едем со съёмочной площадки, и он вдруг говорит: «Что-то машину «водит». А снимали мы на Лысой горе, там такой серпантин, как к Днепру спускаться, и ночь вдобавок. Вышел он из машины, посмотрел – а на левом переднем колесе гайки откручены… То есть ещё бы поворот – и мы бы полетели под откос. А Кате в окна гостиницы бросали яйца, представляете?.. И тут же рядом – прекрасные люди. Так что ситуация – разная...

- Вопрос персонально к Игорю Бушмелёву. Какие у вас, уроженца Донецка, сегодняшние впечатления от города?

Игорь Бушмелёв, актёр: - Я действительно являюсь вашим земляком, и для меня это – большая честь. Я родился на улице Щорса, дом 7. Помню даже номер квартиры, в которой сейчас живут совершенно другие люди… У меня очень рано погиб отец – он был шахтёром, работал на шахте Засядько. Мы остались с мамой одни, и были вынуждены переехать в другое место. Это – жизнь, но меня никогда не покидали тревога за свою малую Родину и чувство принадлежности к Донбассу, к Донецку. Мне знакома здесь каждая улица… Прекрасный, романтичный город; город инженерии, великих мужественных людей – шахтёров… А какие здесь праздники! Мне кажется даже в Москве, что олицетворение праздников советского периода здесь всегда было мощнее по духу. Потому что – тяжёлая работа, закалённые люди…

И вот это чувство тревоги – оно меня не покидает по сей день, поскольку такие тяжёлые события здесь происходили и происходят. Конечно, удивительно, что при всевозможных доступных средствах массовой информации до многих людей не доходит правда. Я думаю, что в любом случае когда-то наступает мир, но если бы ОНИ увидели то, что МЫ здесь видели… И Саур-Могила – это второй подвиг, в Великую Отечественную и сейчас... Если бы матери и вообще все взрослые люди на той стороне знали всё доподлинно… Мне трудно поверить в молчание Харькова, других городов. Я как-то был в Одессе – нас ведь объединяет творческая работа – и услышал одно мнение, которое меня потрясло. Мы затронули тему Дома профсоюзов, трагедии, которая там произошла. Я почувствовал, что многие там пытаются уйти от этого разговора. И один из товарищей мне парировал: «А у вас вон Саяно-Шушенская ГЭС обвалилась – сколько погибло народа!». Я был ошарашен. Говорю: «Это же техногенная катастрофа, от которой никто не застрахован! А здесь всё сотворено людьми!».

В предыдущий раз в Донецке я был до начала этой смуты, тоже приезжал с творческой поездкой. Всегда было радостно видеть красивый Донецк, чистый, убранный, с прекрасными людьми... И очень хотелось бы, чтобы этой войне пришёл конец. Чтобы не страдали дети, женщины, старики. Мужские разборки – конечно, дело серьёзное, но мужикам ничего не остаётся, кроме как отстаивать честь, достоинство и свою землю…

- Александр Васильевич, в январе 2015 года в Севастополе прошла презентация вашей книги стихов. Как и когда вы начали писать стихи, и не планируете ли подобную презентацию провести в Донецке?

Александр Панкратов-Чёрный: - У меня в Севастополе очень много друзей, и я даже имею медаль за присоединение Крыма к России.  Я там часто бываю – на встречах с МЧСовцами, моряками, пограничниками… Там мы снимали и 16 серий фильма «Мины в фарватере». Крым на тот момент ещё не был присоединён к России. Когда мы там снимали на кораблях, видели американские корабли, где разгружались какие-то ящики. Потом я спросил у береговой охраны: «А что это американцы разгружают, и так много?». Как оказалось, это были дизельные аккумуляторы для подводных лодок и военных судов. Правда, потом у украинских властей было разочарование, потому что ни один аккумулятор к отечественной подводной лодке и кораблю не подошёл. Это было и смешно, и одновременно – грустно, и чувствовалось, что что-то назревает… Потом когда в Киеве узнали, что я ратовал за присоединение Крыма к России, то запретили мне въезд на территорию Украины. Хотя у меня в роду по отцовской линии – черниговские казаки. А по материнской – мы с Дона.

А что касается стихов… Я родился на Алтае, и у нас в деревне был такой частушечник, Ванька Сидоров. Влюбился я в девочку, Лидочку Лысьеву – она мне пирожки в парту подкладывала на уроках. А собирались мы на «грудке» – таком холмике, там весной быстро снег стаивал, и были там качели. Ванька был злой на язык, а я – маленького роста, конопатый, волосы в разные стороны торчали. И вот как-то стою я возле качелей, неравнодушно на Лидочку посматриваю, и вдруг Ванька Сидоров со своей гармошкой объявляет: «Частушка-нескладушка про Шурку Панкратова!». Я насторожился, потому что у него очень злые были частушки. А он подсмотрел, что я неравнодушен к девочке. И спел Ванька такую частушку: «Ты родился под мостом, на тебя куры с*ли. Оттого ты не растёшь, гнида конопатая!». Представляете, что со мной было?! Я схватил какой-то кол и гонял его по всей деревне, догнать не смог: он длинноногий был, а я – маленького роста. Но обида была жуткая! И тогда я пришёл домой, взял тетрадку и написал своё первое стихотворение, «фольклорное». Потом дед меня вожжами выпорол, потому что на следующий день я на нашем грудке прочитал это стихотворение. Сейчас повторять его не буду – там всё нецензурное. Но бабушка Аннушка мне объяснила, что такое поэзия, лирика, призывающая к добру. И я стал задумываться над поэзией. Было мне тогда лет 8 – 9. А сейчас я – член Союза писателей. Храм Христа Спасителя в Москве открывался моими словами (песня-молитва «Господи, дай же мне волю», текст утвержден Священным Синодом РПЦ – ред.). И, кстати, исполнял эту кантату Иосиф Кобзон. А музыку к ней написала сестра моего покойного друга Бори Хмельницкого, Луиза Алексеевна. Кантата получилась весьма солидной, и я только жалею, что мама и бабушка не дожили до этого праздника. Они были очень набожными, и я – тоже крещёный, причём меня крестили тайно, в деревне, на окраине жил батюшка…

А несколько лет назад у меня вышла большая книга, которая была удостоена премии Ксении Блаженной (художественная премия «Петрополь», основана в 1999 году Всероссийским музеем А.С. Пушкина и редколлегией альманаха «Петрополь». Ежегодно присуждается за достижения в области культуры и искусства и за оригинальные проекты. Символ премии, вручаемый вместе с дипломом, — бронзовая статуэтка Ксении Блаженной – ред.). Издана моя книга стихов в Петербурге, а составила её Марина Арсеньевна Тарковская, сестра Андрея Тарковского, – огромный том, 470 страниц. И я говорю: «Марина Арсеньевна, куда такую толстую книгу выпускать?». А она отвечает: «Папа покойный мне говаривал: печатать надо всё, пока разрешают». Книга – трагическая. Я вообще поэт очень грустный. Но если хотите, прочитаю одно стихотворение.

- Конечно!

Александр Панкратов-Чёрный: - Не ищите меня в поднебесье,

                                                      Не теряйте меня на земле.

                                                      Я слова собираю для песен,

                                                      Все слова о добре и тепле.

                                                      Я любовь поселил в своём сердце,

                                                      Выгнал ненависть вон из души,

                                                      Православные чтоб с иноверцами

                                                      Стали в дружбе и мыслить, и жить.

                                                       Чтобы солнце росинки, как слёзы,

                                                       Вытирала с земного лица,

                                                       Чтоб шумели в Алтае берёзы

                                                       Возле окон и возле крыльца.

                                                       Чтоб смеялись смешные мальчишки,

                                                        В чистых водах купая коня.

                                                        А Россию хранил чтоб Всевышний

                                                        Во Вселенной – для всех и меня.

Сергей Кутасов: - Мне Александр Васильевич подарил свой сборник, за что я ему очень благодарен. Как-то моей младшей дочке в школе дали задание (я эту историю до сих пор ему не рассказал, она произошла недавно) – выучить любое стихотворение Сергея Есенина, какое нравится. Она учится в пятом классе. И она выучила стихотворение Панкратова-Чёрного. Пришла, прочитала. Учительница говорит: «Вот, хорошее стихотворение! Почему я его не знаю?..». И поставила пятёрку (смеётся – ред.).

Александр Постников: - А насчёт возможной презентации стихов Александра Панкратова-Чёрного в Донецке – когда позовёте, тогда он и приедет!

Александр Панкратов-Чёрный: - Собственно, я у вас уже был в Донецке, как раз на творческом вечере, читал свои стихи. Правда, было это много лет назад – во дворце молодёжи «Юность», где сейчас стоит памятник Кобзону.

- Изменились ли люди здесь по сравнению с вашим предыдущим, довоенным, приездом?

Александр Панкратов-Чёрный: - Вы знаете, зритель как таковой не меняется. Это такое «многоглазое» явление, которое, если спектакль хороший, то хорошо воспринимает. А вообще, что касается перемены в людях, то расскажу немного о другом. В своё время на киностудии в Одессе мальчик катал операторскую тележку, а я там снимался в одной военной картине. И он мне говорит: «Я хочу поступить во ВГИК на кинооператорский факультет». Я ему помог. Он поступил почти без сдачи экзаменов, хотя у него за плечами даже законченной десятилетки не было. Потом он получает за курсовую работу призы и говорит: «Александр Васильевич, я хочу снять режиссёрский дебют». Я ему тоже помог. Потом он стал снимать сериалы, я по его просьбе в нескольких из них был продюсером и в двух – снимался. Потом он попросил мою жену, чтобы его окрестили – он был некрещённым. Человек вырос: вначале был начальником операторского цеха на Одесской киностудии, потом – генеральным директором, и снимал картину за картиной. Причём всё – на деньги России. Киев ему ничего не давал. И в Карпенко-Карого когда он поступал, его не приняли… И вот когда произошли события в Доме профсоюзов, он присылает смску, причём почему-то моей жене, а не мне: «Юлечка! Может ли Александр Васильевич ответить на вопрос, что делает «Страна Советов» с моей родиной?..». 

Представляете? То есть человек тут же открестился от всего, хотя эта его родина ему ничего не давала, а давали Россия  и Советский Союз. Вот это – пример того, как меняются люди…

У одной актрисы, не буду называть её фамилию, родная сестра в Одессе. Когда произошла эта трагедия, она ей звонит – дескать, что там у вас? И слышит в ответ: «Ты, москалюка! Чтобы больше не звонила!».

Какое-то зомбированное состояние у людей… Почему вдруг возникает такая ненависть? Это поражает…

- Расскажите чуть подробнее о том, что вы сегодня представите вниманию донецкой публики.

Сергей Кутасов, режиссёр, актёр: - Я надеюсь, что сегодняшний наш спектакль «Провинциальные истории» вам понравится. Данное произведение написано великим драматургом Вампиловым, который ни разу не написал ни одной простой пьесы. В ней много чего по содержанию, и всё – про нас. Этот спектакль – о том, что у человека должна быть совесть, честь, гордость, мужество; что он не должен подчиняться своим низменным инстинктам... И ещё я думаю, что мы сегодня в какой-то мере ваши и наши слёзы мужественно уберём – потому что сегодня нам будет над чем посмеяться. В этом смысле мы как актёры, режиссёры и продюсеры поможем вам в какой-то степени сохранять боевой дух. Потому что, хотим мы этого или нет, но самим автором жанр этой пьесы определён как «анекдот». И мы очень надеемся, что доставим вам сегодня массу удовольствия.

- Что бы вы пожелали женщинам в преддверии праздника 8 Марта?

Александр Панкратов-Чёрный: - Пожилым – чтобы пожили подольше (смеётся – ред.). А молодым – любви, влюблённости.

Александр Постников: - Чтобы мужчины были более страстными и более честными!

Сергей Кутасов: - Мы, естественно, заранее поздравляем наших женщин с 8 Марта и желаем им всегда оставаться такими же красивыми и душевно щедрыми. Но моё личное мнение таково: хотя праздник и женский, но с учётом той ситуации, в которой сейчас находится ваш народ, надо очень беречь мужчин, любить их. И, конечно, мы хотим, чтобы вы были здоровы и ЖИВЫ. Обнимаем вас!

Президентский фонд культурных инициатив Глава Правительство Мы помним