Алексей Куралех о премьере первого спектакля о войне в Донбассе на российской сцене. Интервью с автором

«Перемирие» - премьерный спектакль, поставленный в 100-м сезоне Новосибирского государственного академического театра «Красный факел» по пьесе донецкого автора Алексея Куралеха. Это первый труд простого рабочего из Республики, который обрел жизнь на сцене. Как Алексею удалось рассказать на весь мир о войне в Донбассе и как труд нашего земляка оценили в России, узнали представители пресс-службы Министерства культуры Донецкой Народной Республики.

Пресс-служба: Расскажите немного о себе.

Алексей: Я коренной дончанин. В 1994 году окончил филологический факультет Донецкого национального университета. Так получилось, что по специальности я практически не работал. Время было переломное, пробовал себя в разных профессиях и сферах деятельности. Сейчас занимаюсь грузоперевозками.

Пресс-служба: Когда Вы начали писать пьесы? После каких событий Вы приступили к написанию пьесы «Перемирие»?

Алексей: Война повлияла. Захотелось выразить свои эмоции и переживания. Уже сложно было держать всё это в себе. Начал я с кино, пробовал писать сценарии, но не пошло, там есть свои сложности. Понял, что писать и накапливать сценарии нет смысла, потому что дальше они в работу не идут.

Еще в студенческие годы пробовал писать прозу, стихотворения – не мое. О драматургии тогда даже не подумал. Однако, наверное, мне бы не хватило жизненного опыта для написания такого материала. В студенчестве у меня были только критические статьи.

Пресс-служба: После каких событий Вы приступили к написанию пьесы «Перемирие»?

Алексей: Обычно, о войне пишут, когда она окончена,  а у нас, к огромному сожалению, она продолжается. Мне было трудно понять, как к этой теме можно подступиться. Потому что с одной стороны хотелось написать о том, что происходит, но документальная фактура гораздо сильнее чем то, что ты можешь придумать. Если на фоне реальной крови, реальной человеческой боли начнешь придумывать свои художественные вещи, это будет звучать очень фальшиво. С другой стороны я понимал, что мимо этой темы тоже не пройти. И тогда я вспомнил историю, которая была в действительности в 2014 году, когда на нейтральной полосе строили дом украинцы и наши ребята. Мне показалось, что эта история интересна, символична. Она дала мне толчок. А дальше стали придумываться герои, сюжет. Постарался объединить документальную основу и мифологический сюжет.   Я придумал позывные символические  и реальную бытовую историю наложил на миф, вечность. Мне сложно судить насколько органичен и интересен получился мой труд.     

Пресс-служба: Какой смысл Вы, как автор, вложили в эту пьесу?

Алексей: Я попытался свести воедино несколько правд. Мне хотелось достаточно честно, насколько это возможно, рассказать о правде украинцев, которые воюют с нами. Мне казалось неправильным все это пародировать, передергивать, условно «затыкать» им рот. Они должны были высказаться. Но мне хотелось сказать и нашу правду, которая мне кажется весомее, значимее и которая тоже должна прозвучать. Потому что если мы услышали их правду, выслушали их боль, то они просто обязаны выслушать нашу правду и нашу боль. И вот эти две правды в пьесе борются, перебивают друг друга, где-то отдаляются, где-то приближаются. Еще я хотел сказать, что есть высшая правда – правда божьей любви, которая для меня связана с образом Марии, женщины, которая живет на нейтральной полосе и ждет ребенка.  И эта правда в том, что без прощения мы не сможем спастись, потому что пока мы ненавидим - мы все равно далеки от Бога, даже если наша ненависть праведна. 

Пресс-служба: Это первая пьеса о войне в Донбассе, поставленная в России. Как Вашу работу приняла публика?

Алексей: Публика восприняла очень хорошо. Стоя аплодировали. Многие зрители плакали, и это дорогого стоит. Значит, представление их тронуло.

На премьерные показы билеты были раскуплены сразу. Еще в ноябре-декабре пройдут премьеры, но билетов уже осталось немного. Показ проходит в малом зале, и приставные места поставить не получится никак. Дело в том, что было придумано очень интересное решение – в зале собрали две отдельные трибуны, на которых сидит зритель, они передвижные и олицетворяют две стороны конфликта. Четверо солдат, привязанных каждый к своей трибуне, вначале разделены, но уже ближе к середине действия, когда идет постройка дома, они своими усилиями сближают трибуны. Однако ближе к концу спектакля между солдатами возникает драка, герои расходятся и трибуны снова раздвигаются.

Эти трибуны были специально заказаны под наш спектакль. Они обошлись театру в 1,5 миллиона рублей. Трибуны разборные и благодаря этому театр может выезжать на гастроли со спектаклем «Перемирие».   

Пресс-служба: Над чем работаете в настоящее время?

Алексей: Я не могу назвать себя профессиональным драматургом. У меня своя жизнь, а это пока еще просто хобби, которое мне нравится. Тем не менее, сейчас я написал еще пьесу «Сны Пенелопы». Мне хочется чтобы она тоже была услышана, в идеале – поставлена, увидена.

Пресс-служба: Алексей, Вы открыты к новым проектам и сотрудничеству?

Алексей: Я с удовольствием, мне это в радость, но загадывать боюсь.

Президентский фонд культурных инициатив Глава Правительство Мы помним