Петербургский живописец Александр Новосёлов: Тема героизма жителей Донбасса заняла прочное место в моём творчестве

15 марта 2017 г. в Донецком республиканском художественном музее торжественно открылась выставка живописи и графики молодого петербургского художника-монументалиста, члена Союза художников России Александра Новосёлова. Вниманию зрителей представлена 71 картина. Полотна автора, наполненные любовью и глубокой чуткостью, посвящены простым людям-труженикам; кроме того, на них запечатлены наиболее масштабные и трагические страницы нашей современной истории – Великая Отечественная война и нынешнее противостояние в Донбассе.

Талантливый художник в Донецке бывал неоднократно, однако его выставка, тем более в таком масштабе, в столице Республики проходит впервые. Работы Александра Новосёлова вызвали неподдельный интерес как у донецкого зрителя, так и у журналистов. Петербургский гость с удовольствием ответил на наши вопросы.

- Как сложился ваш визит в Донецк и создание данной выставки в стенах Донецкого художественного музея?

Александр Новосёлов: – Я получил сердечное приглашение от директора Донецкого художественного музея Надежды Анищенко. Мы вначале списались в интернете, и мне поступило предложение сделать здесь выставку. Я, конечно, с большим удовольствием откликнулся. Я и сам до того хотел приехать, но не знал, как это сделать, а тут всё само сложилось, и я этому очень рад. Дело в том, что меня с Донбассом связывает очень многое. Я много раз бывал в Донецке раньше, ещё до войны. Здесь мною был приобретен замечательный опыт в росписи храма – это был Спасо-Преображенский кафедральный собор Донецка. Роспись осуществлялась группой очень интересных художников под руководством Ивана Ананьевича Мельничука. Это – то, что связано для меня с духовным опытом и опытом монументальной храмовой росписи. Но, кроме того, меня с Донбассом связывают и родственные узы. Дело в том, что моя жена здесь жила долгое время, училась в Донецком художественном училище. А потом так получилось, что мы с ней встретились уже в Санкт-Петербурге, в Академии художеств… Я не был в Донецке с момента тех трагических событий, которые здесь произошли, но как любой нормальный человек сопереживаю этой трагедии и восторженно отношусь к подвигу людей Донбасса.

- Главная картина выставки – «Донбасс» – поражает своими масштабами. Как пришла идея её написания и как долго вы работали над ней?

А.Н.: – Идея существовала, в общем-то, достаточно давно. Точнее, мне хотелось что-то сделать, но я не знал, как это воплотить. Для меня было серьёзным и даже где-то обязательным создать работу, посвящённую Донбассу. Но видение картины, её решение пришло не сразу, а вдруг озарило в какой-то момент. В октябре 2015 года я начал работу над холстом, и в апреле 2016-го картина была закончена. До этого делались эскизы, обрабатывался материал. Очень много материала было взято мной из репортажей российских корреспондентов и корреспондентов Новороссии. Отдельную благодарность я хотел бы выразить всей творческой группе информационного агентства News Front и лично Максиму Фадееву. Мы лично с ним пока незнакомы, но его хорошо знают в России по фильму «Донбасс на линии огня». Благодаря этим съёмкам мы можем представить, как на самом деле здесь обстоит дело и какие ужасные происходят события.

- Эта картина представлена зрителю впервые?

А.Н.: – Нет, она уже экспонировалась в Санкт-Петербурге на выставке «Победа», посвящённой Великой Отечественной войне. Но между той войной и нынешней столько параллелей, что эта картина была там уместна, и ветераны были не против экспонирования этой работы там.

- Какова была реакция петербургского зрителя на данное полотно?

А.Н.: – Реакция была положительной, и мне как автору это было очень приятно. Действительно много людей сопереживают и очень искренне относятся к тому, что происходит здесь. И, возвращаясь к теме того, что меня связывает с Донбассом, добавлю ещё и то, что мой дед во время Великой Отечественной войны участвовал в Донбасской операции, в частности, освобождал Краснодон, Ворошиловград – нынешний Луганск. Мне это особо дорого, и, конечно, Донбасс занимает в моём сердце большое, особое место. Для меня очень большая честь находиться здесь, мне очень приятно как художнику и как человеку, что есть такой отклик на мои работы. Хочу поблагодарить Надежду Сергеевну за приглашение и предложение сделать выставку.

- Люди на картине «Донбасс» очень похожи на себя в жизни, но в то же время выглядят как будто немного состаренными, огрубевшими. А в центре картины – молодая женщина с ребенком на руках. Какой смысл вы вкладывали в это творческое решение?

А.Н.: – Подчеркну, что люди на полотне, за некоторым исключением, все – реальные, все они – жители Донбасса. Мне хотелось бы воплотить на холсте, если можно так сказать, цельное представление о народе Донбасса, таком разном – здесь и пенсионеры, и дети, и женщины, и мужчины – и шахтёры, и ополченцы, конечно же… Но в центре, безусловно, находится образ матери с ребёнком на руках, потому что это – образ всеобъемлющий. Это и Богородица, и мама каждого из нас… Это – самый дорогой человек в нашей жизни. И поэтому хотелось этим собирательным образом подчеркнуть идею любви к Родине, к своим родным и близким и к тому, что нас всех объединяет.

А что касается «состаренности» изображённых на картине лиц – они не состаренные, а огрубевшие. Ведь война и неизбежно связанная с ней человеческая трагедия обязательно оставляют свой отпечаток. Даже если он не внешний, а внутренний – он обязательно есть. Это – глубокая рана на всю жизнь. И я хотел об этом сказать художественным языком.

- Среди ваших работ привлекает внимание серия полотен, на которых изображены беременные женщины. С чем это связано?

А.Н. – Эти работы написаны мной в разное время. К слову, у меня четверо детей, а изображённая женщина – это моя жена Татьяна. Повторюсь, она дончанка, у неё здесь было много родственников. Так получилось, что кто-то из них уехал, а кого-то уже, к сожалению, нет в живых. А что касается темы материнства – думаю, со мной согласятся все художники, что это – воплощение женской красоты, которая проходит через все века и не оставляет равнодушным никого из авторов. А как они это видят – это уже у каждого по-разному.

- Вы с супругой – коллеги. Присутствует ли в вашей семье творческая конкуренция?

А.Н.: – Да, присутствует. Творческая конкуренция необходима, при этом никто друг на друга зла не затаивает, наоборот, это позволяет самому быть в форме и даёт возможность посоветоваться, как лучше. Супруга – мой советчик, критик, моя любовь и вторая половина, мать моих детей, я к ней прислушиваюсь, она – большой человек для меня.

- Помимо уже перечисленных тем, близких вам как художнику по духу, мы ещё не коснулись деревенской темы и, в частности, сельского труда. На ваших полотнах можно увидеть много запечатлённых моментов из деревенской жизни. Чем вас эта тема привлекает? И где вы почерпнули такой опыт, такую глубину подачи материала?

А.Н.: – Хоть я сам – житель городской, но меня очень много связывает с деревней. В первую очередь – бабушка с дедушкой, которые всю жизнь прожили в деревне. И потом, эта тема сближает нас нынешних с нашим народом, с красотой земли, пейзажа. Ведь мы все, даже если городские, связаны с нашей русской лирикой. Хотя деревенская жизнь, конечно, тяжёлая. И вот эти впечатления, которые у меня идут ещё из детства, вылились в глубокое уважение к ежедневному деревенскому труду. Такой труд украшает человека, и поэтому в деревне очень много интересных для изображения характеров.

- Вы привезли в Донецк не только свои живописные полотна, но и графические работы. Какова история их создания?

А.Н.: – Там был такой цикл, посвящённый «Калевале», – это финский, карельский эпос, он настолько интересный, изобразительный, сочный и колоритный, что с его страниц буквально сходили определённые образы, которые хотелось запечатлеть. Сам цикл очень большой, здесь же представлена только графическая часть – несколько работ. А вообще, мне кажется, что графический язык по-своему очень привлекателен. В живописи – одни средства передачи, в графике – другие, и чтобы почувствовать, «разрисоваться», я также использую графику – для того, чтобы потом было легче работать в живописи на холсте.

- Позвольте нескромный вопрос. Все ли работы по окончании выставки уедут из Донецка обратно в Петербург?

А.Н.: – Очень хороший вопрос. Безусловно, я хотел бы подарить что-то из полотен Донецкому художественному музею. Но что это будет конкретно, мы определимся чуть позже. Во-первых, здесь, в музее – уникальная коллекция, в фондах которой мне как автору будет очень приятно числиться. А кроме того, хотелось бы, чтобы какая-то часть моих работ осталась в Донецке, так как меня с этим городом очень многое связывает, сюда хочется возвращаться, и я намерен это делать. Донбасс богат своими ресурсами, но это отходит по сравнению с главным его богатством – людьми. У меня здесь уже очень много друзей и замечательных людей, которые вдохновляют. Это уже «проросло» в творчестве – те же герои Донбасса, люди, которые защищали и защищают эту землю. И, возможно, после нынешней поездки у меня возникнет новый творческий импульс для написания дальнейших работ.

Президентский фонд культурных инициатив Глава Правительство Мы помним