Цветы, улыбки и овации: В Донецкой муздраме состоялась грандиозная премьера рок-оперы «Юнона и Авось»

21 апреля на сцене Донецкого государственного академического музыкально-драматического театра состоялась премьера легендарной советской рок-оперы «Юнона и Авось» на музыку композитора Алексея Рыбникова и стихи Андрея Вознесенского. В зрительном зале был полный аншлаг. На премьере присутствовал Глава Донецкой Народной Республики Александр Захарченко и другие официальные лица. Напомним, предпремьерный показ спектакля состоялся накануне. Уже сейчас можно с уверенностью говорить, что данная постановка является несомненной творческой удачей коллектива Донецкого муздрамтеатра за три военных года, и ее ждет долгая творческая судьба.

«Это — наш огромный театральный шаг вперед и в творческом, и в техническом плане. Это произведение сравнимо с классическими произведениями — и с Чеховым, и с Шекспиром. К слову, «Юнона и Авось» — единственная рок-опера, которая признана американским советом по мюзиклам и рок-операм», — отметил режиссер-постановщик спектакля Василий Маслий.

Безусловно, пришедшие на спектакль зрители вольно или невольно будут сравнивать происходящее на сцене со знаменитой постановкой Марка Захарова в Московском театре имени Ленинского комсомола (Ленкоме), где главного героя играет Николай Караченцов. Однако наш, донецкий, граф Резанов имеет собственное «лицо». Заслуженный артист Украины Руслан Слабунов блестяще воплотил этот образ, не скопировав его с ленкомовского образца, по максимуму вложив в роль всю свою актерскую харизму, прознительность и энергетику. В постановочной группе также подчеркивают, что в ходе работы над спектаклем сознательно уходили от копирования оригинала, создавая собственную версию, не противоречащую исходной, но учитывающую акценты нынешнего времени.

«Мы сделали спектакль так, чтобы было минимум сравнений. У нас спектакль все-таки немного о другом, нежели в Ленкоме. Мне бы очень хотелось, чтобы зритель после просмотра спектакля заинтересовался реальной историей графа Резанова. Стихи Вознесенского гениальны, как и музыка Рыбникова, но сюжетная основа постановки отличается от того, что имело место на самом деле. Конфликта с властью, на котором делал акцент Ленком, в действительности абсолютно не было. Власть носила графа Резанова, что называется, на руках, все его инициативы государством поддерживались. И вот здесь я старался сместить акценты, понимая, что в 1980-е годы это, безусловно, имело смысл. А то, что это столь актуально сейчас, — сомневаюсь»,— отметил Маслий.

В рамках спектакля на сцене занято порядка двухсот человек. Очень интересно хоровое исполнение, в котором задействованы студенты Донецкой государственной музыкальной академии им. С.С. Прокофьева. Кроме того, в спектакле участвуют воспитанники детской театральной школы-студии «Перспектива». В постановке применены новые технологии и спецэффекты, обеспечивающие сидящим в зале полный эффект присутствия. Зрители могут увидеть интерактивные пейзажи Аляски, Калифорнии, океана и парусных бригов на его водных просторах, звездное небо, практически наяву ощутить падающий снег; во время церковных песнопений применяется настоящий ладан. Однако все современные новшества не отвлекают от главного, а лишь эффектно дополняют игру артистов на сцене. Отдельного внимания заслуживает оформление спектакля, в частности, богатейшие костюмы артистов и уникальные декорации-трансформеры — заслуга художника-постановщика Руслана Фадиенко и художницы по костюмам Ольги Кузнецовой. К слову, морские пейзажи, присутствующие в оформлении, являются ничем иным, как ожившими полотнами выдающегося живописца-мариниста Ивана Айвазовского.

Отметим, рок-опера «Юнона и Авось» актуальна и сегодня, и не только благодаря неустаревающей романтической линии. Это произведение ментально близко каждому русскому человеку, для которого значимы и святы извечные ценности — вера, патриотизм, любовь, чувство долга. И, безусловно, данная опера не может оставить равнодушными донбасских зрителей, для которых перечисленные категории сегодня находятся на самом острие восприятия. «Не в схиму иду, а хочу посвятить жизнь Отечеству», «Да будет судьба России крепка парусами», «Морю не надо слез, наша вера — вернее расчета», «Для любви не названа цена — лишь только жизнь одна!», «Нас мало, адски мало, но из всех протоков и кошмаров мы возвращаемся на «Авось», — таков жизненный принцип главного героя, который хотел мостом дружбы соединить народы России и Нового Света.

Завершается спектакль не трагической кончиной ее главного героя, а позитивным обращением к нам — детям ХХI века, и воссоединением в вечной жизни нынешнего поколения с героями, жившими в позапрошлом веке. Светлый финал убеждает зрителя, что главное для человека — искренне любить, верить в Бога, служить своему Отечеству; что для настоящей любви нет времени, и смерти — нет.

Фото: Министерство культуры ДНР, Harry El-Latte

Президентский фонд культурных инициатив Глава Правительство Мы помним