Донецкий художник Равиль Акмаев: Надеюсь, что живое искусство плаката снова выйдет на первый план

10 марта в Донецком республиканском художественном музее состоялось открытие выставки Равиля Акмаева «Плакат. 30 лет спустя». В работах, представленных вниманию зрителя, остро и критически отражаются актуальные, волнующие общество темы времён горбачёвской «перестройки».

Перед открытием выставки автор нашел возможность дать интервью пресс-службе Министерства культуры Донецкой Народной Республики, рассказав об истории создания ряда своих наиболее ярких работ, а также о своём отношении к плакату как жанру и его месту в современном искусстве.

Вашему вниманию – текст интервью.

- Как появилась идея этой выставки?

Равиль Акмаев: - В октябре 2016 года в «Мистецьком арсенале» города Киева вдруг, абсолютно неожиданно для всех, открылась выставка истории плаката за 100 лет. Очень много имён, авторы из разных стран, и в их числе были отечественные художники. Всего 12 плакатистов было представлено, и в это число вдруг попал я с двумя плакатами. Получилось так, что эти плакаты были в своё время кем-то куплены у кого-то, без моего ведома, и в итоге они попали в дирекцию выставок. Пришла комиссия, и эти плакаты были отобраны для участия в выставке. Когда я услышал эту информацию, у меня всё всколыхнулось. Я вспомнил, что в хранилище Донецкого художественного музея есть 10 моих плакатов – они когда-то были закуплены. Взяв их за основу, я начал в дополнение к ним искать свои старые работы. И нашёл, благодаря чему вы сегодня можете видеть эту выставку. Решил порадовать дончан своим творчеством, да и самому мне было интересно, как эти работы будут выглядеть в выставочном зале. Ведь, когда из мастерской полотно перевешиваешь сюда, оно выглядит как совершенно другая работа. В мастерской она стоит на станке, на неё смотришь, сомневаешься, «ковыряешься», корректируешь… А когда ты её повесил на стену выставочного зала – это уже окончательный приговор: зритель пришёл, смотрит и оценивает. При вас-то я уже ничего исправлять не буду… Так что это – итог.

- Расскажите подробнее о сегодняшней выставке «Плакат. 30 лет спустя». Чем она знаменательна по сравнению с другими вашими выставками?

Р. А.: - Сегодняшняя выставка – она не то что уникальная, но весьма редкая. Причём я в Союз художников в своё время – в 1990 году – поступил именно как плакатист. Взрыв популярности плаката как жанра в моём случае связан, как это ни парадоксально, с эпохой Горбачева. То, что вы здесь видите, – перестроечный плакат – как раз и появился вместе со словом «перестройка». И закончился, соответственно, вместе с перестройкой… В течение этих 4 – 5 лет я очень активно занимался плакатом. Первый плакат (на красном фоне черное сердце с надписью «К природе – с милосердием» - ред.) был мной создан в 1985 году. Об этом плакате я вам расскажу маленькую деталь – какой тогда был менталитет у партийных руководителей. Цензура доходила до чиновничьей дикости.  Природоохранный конкурс, где был представлен данный плакат, проходил в Москве, в каком-то солидном офисе возле Кремля. Подошёл какой-то мужик – смотрел, смотрел, долго так... Говорит: «Кто это рисовал?». Отвечаю: «Я».  «А зачем, – говорит, – вы этот текст написали сюда?». Говорю: «Я не думал об этом. Написал – потому что решил, что так лучше». «Что же вы такое пишете – это же церковщина!». Я просто ошалел. В чём церковщина-то? Где здесь церковь? Оказывается, у него такая ассоциация возникла на слово «милосердие»: «Что это за слова такие? Вы что, не в курсе линии партии?!». Говорю: «Я не партийный, я даже в комсомоле не был». Он так пристально на меня посмотрел и резюмирует: «Я бы этот плакат рекомендовал в печать и на премию. Но вот это слово – уберите его!». И пошёл.

Я оторопел. Это был один из первых моих конкурсов. Сейчас бы я его послал, куда надо, – а тогда для меня это было очень значимо…

Или ещё одна дикость была: в Киеве был представлен мой плакат, посвящённый Чернобылю. Какие-то уважаемые люди подошли, читали-читали… «А що там написано?». Полчаса пришлось одному из них объяснять, почему на терновом венке возле энергоблока написано «От внуков наших внуков». Он так и не понял, о чём речь... Ему уже подошедший товарищ стал объяснять: «Миколо, ну у тебе ж онуки є?». Отвечает: «Є». «А в них онуки будуть?». Он думал, думал… «Будуть», - говорит. А я потом добавляю: «Чтобы вы успокоились, в какой-то газете написано: распад стронция – две с половиной тысячи лет! Примерно просчитайте свою родословную на это время». И пошёл.

И таких случаев у меня было много… Я это всё пережил, всю эту критику.

Очень популярны были в те времена и конкурсы против наркотиков и алкоголизма. Я там массу премий получил... Тема – пропущена через нутро, как говорится... Я это никогда не скрывал.

- Чем вас привлекает жанр плаката?

Р. А.: - Своей остротой. Работы в этом жанре создаются не только на основе интуиции, когда ты под вдохновением что-то пишешь. Здесь же приходится размышлять, рассуждать. Я в математике слаб, но при создании плаката, наверное, подключается логика. Мне очень интересна работа в этом жанре, и я с удовольствием работаю над теми же афишами. Вот одна из последних моих афиш – для джазового фестиваля. Бывший директор Донецкой филармонии Валерий Гуль, к сожалению, ныне покойный, был моим другом. Он очень любил джаз, играл на барабанах… 10 лет назад, в 2007 году, исполнялось 40 лет донецкому джазу. В этом году – уже 50 лет, тоже попробую сделать что-то на эту тему…

К сожалению, в Донецке, да и не только в Донецке, сейчас вдруг все, кто умеет работать в фотошопе, стали плакатистами. Они решили, что с помощью фотошопа можно сделать любой плакат. И такие «залипухи» делаются – причём, если внимательно посмотреть, они все – «на одно лицо». Мысль там, как правило, следующая: открывается какой-то каталог, оттуда за основу что-то берётся – кусочек там, кусочек там, и вот он – плакат! И в таких случаях заказчики говорят художнику: «Ну с какой стати я буду тебе за деньги заказывать плакат, если у меня сидит на зарплате Сашка-дизайнер? Вот смотри – отличная вещь получилась, на хорошей бумаге напечатана». Причём это касается даже очень шикарных плакатов – в фирменных рекламных журналах, где реклама стоит бешеных денег…

Но кричать своё мнение на каждом углу не будешь, поэтому – пусть идёт как идёт. Вы же видите – наша жизнь движется по спирали. Пока же люди пользуются тем, что есть. Аппаратура, прогресс, цивилизация – всё это хорошо. Но я надеюсь, что живое искусство плаката когда-то вновь выйдет на первый план, и у людей появится тяга к ручной работе, к какой-то заложенной в творчество идее, мысли…

Президентский фонд культурных инициатив Глава Правительство Мы помним