Народный артист РСФСР Александр Михайлов: Я приехал в Донбасс по велению сердца
26 октября столицу Донецкой Народной Республики посетил народный артист РСФСР Александр Михайлов, известный миллионам поклонников советского кино по фильмам «Любовь и голуби», «Мужики», «Змеелов», «Очарованный странник». Творческий вечер артиста, состоявшийся на сцене Донецкой муздрамы, стал задушевным разговором, наполненным светлыми воспоминаниями и братской любовью к народу Донбасса.
Перед выступлением Александр Михайлов нашел возможность и для общения с прессой. В начале пресс-конференции, извинившись, попросил журналистов не задавать вопросов, требующих пространных ответов, – чтобы не утратить настрой перед встречей с публикой. Но едва пресс-конференция началась, актер сам же и забыл о своей просьбе – вдохновенно и подробно отвечал на все вопросы, не скрывая своей боли за происходящее на донбасской земле…
Предлагаем вашему вниманию текст ответов Александра Михайлова на вопросы журналистов.
- Известно, что вы с самого начала поддерживаете республики Донбасса. А в Донецке вы впервые?
Александр Михайлов: - Я был в Донецке еще в советское время. Запомнил миллионы роз, шахтеров с их подведенными углем глазами... Эти розы потрясали своей чистотой и красотой. Потом я в Донецке был не так давно со спектаклем «Любовь не картошка» с Ниной Усатовой, это было около трех лет назад, еще до войны. Но тогда мы приехали, сыграли и уехали. Это было другое. В этот раз я приехал сюда по велению сердца. Мне надо было быть здесь. Я уже приезжал в Луганск, Первомайск, Краснодон – там, где непросто нашим русским людям. В свое время я был в Чечне, когда там было очень плохо, был сразу после боев в Южной Осетии… А сегодня я здесь.
- Можно ли говорить о ваших планах бывать здесь систематически?
А.М.: - Пока сказать трудно. Но есть, например, идея здесь сделать кинофестиваль. Если она реализуется, то, естественно, при первой возможности буду сюда приезжать. Надо это делать почаще. Я сегодня буду встречаться с Александром Захарченко и удочку насчет дальнейших планов заброшу, а как это дальше произойдет – пока не знаю. Пути Господни неисповедимы, но когда ты ставишь какую-то цель, она все равно материализуется. Когда, что и как это будет – поговорим потом более предметно.
- Когда вы находитесь здесь, в стенах театра, у вас есть ощущение, что в Донбассе идет война?
А.М.: - Ощущение есть – по глазам людей. Нет свободного, открытого взгляда, ощущается напряжение. Это очень заметно.
- В интернете есть цитата вашего высказывания о том, что вы считаете себя «таким же «ватником» и «колорадом», как и жители Донбасса». Что вы имели в виду?
А.М.: - Знаете, я, Михаил Ножкин и Василий Лановой имеем прямое отношение к организации «Бессмертного полка». Нас наши идеологические противники назвали «колорадами» – да, мы колорады. Я с георгиевской ленточкой никогда не расстанусь, и в гроб лягу с ней. А меж тем бандеровцы с абсолютно иными знаками отличия маршируют и травят славянский народ... Я помню высказывание одного американского идеолога: «Мир содрогнётся от того, что мы сотворим с этими самыми непокорными славянскими народами. Мы заставим молодежь видеть черное в белом, белое – в чёрном, и тех, кто будет догадываться об этом эксперименте, будем уничтожать их же средствами массовой информации – «своих» людей мы там найдем и потратим на это огромное количество денег». Я сейчас утрирую, но это реализуется тот план, который был придуман и Бжезинским, и Олбрайт, и Тэтчер, – все они повязаны одной идеей разделить и уничтожить Россию. А стравить многомиллионный украинский народ с русским – это же голубая мечта всех президентов Америки! Простите, я не хочу слишком вдаваться в политику, но не просто так же я здесь. Еще раз повторю – я сюда приехал не для пиара, а по зову сердца.
- За вашу позицию вас внесли в санкционный список Украины, вам запрещен въезд на Украину. Скажите, а желание приехать туда с гастролями у вас есть?
А.М.: - Да, я вошел в первую тройку «санкционного» списка. Но я хотел бы приехать на Украину, чтобы помочь тем, кто с нами. Они там есть, они ждут нас – я это знаю. Они хотят, чтобы мы были рядом с ними, они сейчас просто зажаты, унижены, оскорблены. Но самое страшное, что целую армию молодых людей сегодня на Украине воспитывают в духе ненависти к России. Это – самая большая беда.
- Как вы вообще относитесь к самому факту существования подобных списков для «инакомыслящих» деятелей культуры?
А.М.: - Это омерзительно. Но если этот список создается, значит, понятно, что за мысли у этих людей. На эту тему есть одно стихотворение. Я сейчас вам прочту отрывок:
«Не стоит головой стучать о стенку
И в бешенстве слюною брызгать зря.
«Мы – русские», - так говорил Шевченко.
Внимательней читайте Кобзаря!
Патриотизм не продают в нагрузку
К беретам, сапогам или пальто,
А коль вам стыдно называться русским,
Вы, батенька, не русский. Вы никто!».
(стихотворение «Мы русские» автор – Константин Фролов-Крымский – ред.).
Я сегодня об этом буду говорить, в моем выступлении на эту тему будет отведена не одна страничка…
- Не планируете ли вы снять фильм о войне на Донбассе? Возможно, такие планы есть у ваших коллег?
А.М.: - Я не в курсе планов своих коллег, я отошел сейчас от кинематографа, потому что формат, который сегодня доминирует на телевизионных экранах, – это не мой формат. Это горы трупов и море крови, и убить человека в этих фильмах – все равно, что высморкаться. Кстати, это результат того, что сегодня происходит. Идеологически уже давно к этому подводили и ребята с центральных телеканалов, делая дебилов из нашей молодежи. Да и не только о телевидении речь. Вообще, зайдите в любое кафе – везде низкочастотный бит, бьющий по мозгам. Полная американизация, ничего русского нет. То же вокальное шоу «Голос», сделанное по западному формату, – ведь там открытым текстом говорят: «Нам неинтересна вот эта русская культура». Я помню, был один конкурс, вышла на сцену девочка удивительного таланта – в ней было всё, глубочайшая корневая основа, – и была она в кокошнике. Так примадонна из жюри – не буду называть ее имени – вскочила просто с пеной у рта: «Вон отсюда, кокошница! Вон, чтобы я тебя не видела!». Вот и всё...
Так что идет война – очень мощная война, на таких духовных уровнях, что вы – не одни…
- Продолжая тему современного искусства и кинематографа в частности – как вы оцениваете его уровень? Современные технологии в кино обеспечивают его высокое качество?
А.М.: - Знаете, я повторюсь, – нет ничего прекраснее, чем нутро, душа человека. Ничего нет. И как бы не старались, какие бы компьютерные технологии не вводили – толку не будет, если нет вот этой внутренней красоты. Буду говорить о себе: почему до сих живет мой фильм «Мужики»? Потому что там – правда, и это не выдуманный, не высосанный сюжет где-нибудь в кабинете. И никаких технологий там нет. Снимался фильм в Ставропольском крае, в деревне… И его до сих пор люди смотрят. Или та же «Любовь и голуби» - такие светлые фильмы лечат человеческую душу.
- Как можно, на ваш взгляд, противостоять этой культурной деградации, американизации населения, о которой вы сказали?
А.М.: - Стараться сохранить себя, свои корни и культуру. Иначе никак, другого выхода нет. Как сказал Серафим Саровский, великий святой: «Создай вокруг себя, спасешься ты и спасутся ближние твои». С себя надо начинать, вот и все. И, конечно, когда начинаешь запрещать, происходит обратный эффект…
Я помню, как 23 года назад великая Ванга, ясновидящая Болгарии, криком кричала – «Россия встанет с колен! Россия станет духовно подниматься, когда мертвые встанут рядом с живыми!». Я тогда содрогнулся, думаю, как это мертвые встанут рядом с живыми? Это что, они из могил поднимутся?.. И вдруг проходит время и вот 2 года назад мертвые встали рядом с живыми – появился «Бессмертный полк». Вот какой образ был у нее 23 года назад! Есть образы, и человечество должно жить образами. Этот образ сохраняется в культуре, в искусстве, в жизни человека. Икона – образ, природа – образ, человек – тоже образ, подобие Господа. А когда нет образа, есть другое гениальное русское слово – «безобразие», без образа. Так вот, сегодня время – безобразное, когда образ исчезает, когда кроме доллара ничего нет, ни чести, ни достоинства, и стыда тоже нет. Ведь почему человек краснеет? Это же не просто биохимия, он краснеет, потому что видит безобразие, видит уродство и начинает его стыдиться. При этом здоровый человек выживает. Знаете, как говорят: война – это убиение тела, мирное время – это убиение души, и неизвестно, где больше жертв… Смотрите, молодежь сегодня зазомбирована на поп-культуре и ничего ей не интересно, кроме жвачки, компьютеров и тыканья в телефоны. Их пустые глаза, переставшие мыслить, – это и есть огромная часть жертвы. А образное мышление можно сохранить благодаря нашей культуре. Я русский человек, и я счастлив сказать, что знаю, кто такие Пушкин, Лермонтов, Гоголь, Толстой, Достоевский… Я соприкасаюсь почти каждый день со стихами и своим студентам говорю (я девятый год преподаю во ВГИКе): ни дня без строчки, впустую! Учитесь, впитывайте. Только так вы сохраните свою душу и себя.
- Что бы вам хотелось пожелать жителям республик Донбасса?
А.М.: - Терпения. Россия все равно с вами – я в этом твердо уверен. Сегодня идет очень мощное сражение, но все равно победим мы – потому что Россию нельзя сломать. К власти в свое время пришли подонки, включая Хрущева, который одним махом отрезал Крым. Ельцин, когда подписывал Беловежский договор, мог бы намекнуть, что Крым следует вернуть, – но не сделал этого... Но сегодня мы идем к собиранию российских земель воедино – потихоньку, помаленьку, но, я думаю, Россия еще скажет свое слово. И Сирия в этом контексте – тоже не случайность. Всё не случайно. Да, нам готовят третью мировую войну. Но нужно жить с верой, что победа – однозначно за нами. У нас военные хорошие, вежливые – так же, как и ваши ополченцы. Никогда не забуду, как мы ехали из Луганска в Первомайск, в сумерках, били снайперы. И сидит рядом со мной красивый парень из охраны. Я его спрашиваю: «Ты откуда?». Он отвечает: «Из Костромы», и «окает» так характерно. «А чего ты здесь?» – «Ну как же, если русских убивают!». «Мама у тебя есть?» – «Есть, и девушка есть». И когда я на блокпосту вышел, он так кинулся меня, пожилого человека, защитить! У меня спазмом горло перехватило… Да ради этих ребят я готов отдать свою жизнь. Или вспомнить Чечню – как наши ребята тогда отстояли Россию, эти мальчишки... И сегодня – ну кто из этих ребят отдаст бандеровцам Донбасс? Никто не отдаст. И Россия не бросит вас, поверьте!