В Донецком художественном музее открылась выставка французской гравюры 17 - 19 столетий
14 июня в Донецком республиканском художественном музее открылась выставка уникальных работ французских мастеров гравюры. Экспонируемые шедевры датированы 17 - 19 столетиями и представляют собой яркую часть коллекции западноевропейского эстампа, которая создавалась в Донецком художественном музее в течение долгих лет. Отметим, наиболее значительная ее часть поступила в Донецк в 1970 - 80-е годы из Государственного Эрмитажа (Санкт-Петербург) и Государственного музея изобразительных искусств им. А.С. Пушкина (Москва).
«Ценной частью нашей коллекции является гравюра на меди, офорт, литография, гравюра пунктиром, - рассказала заместитель директора по научной работе Донецкого республиканского художественного музея Марина Третьякова. - Это все - разнообразие техник гравирования, которыми блестяще владели французские мастера 17-19 века. Еще одна особенность в репродукционной гравюре - это гравюры, сделанные с живописных оригиналов. То есть художник пишет картину, ее гравируют и она имеет большой или не очень большой тираж. Французская энциклопедия дала очень хорошее определение гравюры, назвав его «искусством, сохраняющим все искусства». Потому что награвированные живописные оригиналы в большом количестве распространялись среди коллекционеров и любителей искусства в 17 -19 веке».
Как подчеркнула Марина Третьякова, независимо от техники исполнения все представленные работы являются одинаково ценными.
«Вы сами видите, как они виртуозны и красивы. По степени трудоемкости - пожалуй, наиболее сложна резцовая гравюра на меди. Здесь представлены работы в этом стиле конца 17 - начала 18 века. Это коллекция портретов французских государственных деятелей, министров - своего рода репрезентативные портреты первых людей государства. Это - сумасшедшее мастерство. На медной доске штихелями разной толщины нагровировать такое совершенство, нанести краску, отпечатать, передать все тонкости... Они черно-белые, но посмотрите, как они живописны и интересны! Это - очень кропотливая работа, техничное и сложное мастерство. На ее выполнение могло уйти и год, и два», - рассказала Третьякова.
Как уточнили в музее, графические выставки по своей специфике не могут быть постоянно действующими. Предельный срок экспонирования графики не может превышать нескольких месяцев, поскольку бумага должна «отдыхать». Что касается данной выставки, то она будет радовать дончан и гостей города на протяжении всего лета.
Краткий путеводитель по выставке
В 17 веке в Европе большое распространение получила резцовая гравюра на меди. Ее техника, основанная на прорезании штихелем рисунка на поверхности металла, требует от гравера большой точности нанесения штрихов и линий, передающих пластику и материальность фигур и предметов.
Творчество Антуана Массона представлено на выставке «Портретом Гийома де Бризасье» (с живописного оригинала Николя Миньяра), секретаря королевы Анны Австрийской. Не менее знаменитым был Пьер Древе, имевший звание гравера короля, выполнивший с живописных оригиналов Николя де Ларжильера портреты французского пейзажиста Жана-Батиста Форе и Мари Ламбер - супруги президента счетной палаты Николя Ламбера. Яркий пример репрезентативного портрета своего времени - портрет Жана-Батиста Кольбера - генерального контролера финансов, министра короля Людовика XVI, гравированного известным Бенуа Одраном с живописного оригинала Клода Лефевра.
В 18 столетии репродукционная гравюра получила новый импульс, характеризуясь большим разнообразием гравировальных техник. На выставку отобраны гравюры известных французских мастеров Жана-Жозефа Балешу, Жака-Филиппа Леба, Николя Дюпои, Шарля Кошена, Франсуа Шеро, демонстрирующих как тематическое разнообразие французской гравюры, так и ее новые выразительные возможности, которые получили мастера, комбинируя в одном листе резцовую и офортную техники. Их сочетание наделяло гравюры живописностью, тонкой нюансировкой, тенденцией к интимизации форм и сюжетов, утверждавшихся в культуре Франции 18 столетия. Таковы листы «Вид Неаполя» и «Вид на галеры в Неаполе», исполненные Жаком-Филиппом Леба с живописных пейзажей знаменитого Клода-Жозефа Верне.
В 18 веке граверы охотно работали в технике карандашной манеры, которая позволяла отобразить оригинальный рисунок на бумаге карандашом, сангиной или пастелью. Этой манерой в соврешенстве владел Жиль Демарто, представленный на выставке гравюрой «Дети на дельфинах» по рисунку Франсуа Буше.
Блестящими образцами еще одной новой техники гравировки - пунктирной гравюры - являются листы Бенджамина Дютеро «У дверей господского дома» (с картины Д. Морланда) и Ноэля-Франсуа Бертрана «Юдифь» (с картины А. Турки по рисунку Э. Буржуа). Пунктирная, или пуансонная, техника как разновидность карандашной манеры сложна в исполнении. Она заключается в кропотливом нанесении иголкой или рулеткой на поверхность металлической доски одинаковых точек, которые в оттиске на бумаге дают одинаково ровный тон. Пунктир, как правило, объединяется с травлением кислотой. В гравюре пунктиром возможно достичь наиболее тонких светотеневых соотношений, мягкости форм. Часто пунктирные гравюры подкрашивались акварелью, как на листе Бенджамина Дютеро «У дверей господского дома».
Печатная графика 19 столетия представлена, главным образом, литографией, появившейся в Европе в 1796 году. Печать на камне, простая в исполнении, давала возможность быстрого и технически простого получения большого числа оттисков. Появившись вначале как репродукционная техника, литография быстро обрела самостоятельное значение и популярность, давая возможность легко передавать на бумаге различные живописные эффекты.
Оригинальная литография первой половины 19 столетия представлена на выставке работами французских мастеров, которые входят в круг основоположников европейской литографии - Виктора Венсана Адама, Никола Туссена Шарле, Жана Арну. В их творчестве лиотграфия оказалась и тематически, и стилистически созвучной романтическим идеалам времени (увлечение Востоком, образы солдат-героев армии Наполеона, события французской революции 1848 г.).
С развитием журнальной иллюстрации связано творчество корифея французской реалистической графики Поля Гаварни. Он является одним из создателей бытового и, прежде всего, комедийного жанра в графическом искусстве. На выставке демонстрируются литографии Гаварни из большого тематического цикла «Маски и лица». Книжная графика этого времени представлена изящными иллюстрациями к популярному роману Эжена Сю «Парижские тайны» известных граверов Клода Ренье и Жозефа Беттанье с оригиналов Франсуа-Клодиуса Компте-Каликса и Пьера-Нумы Бассаже, выполненных в технике цветной литографии, подчеркнутой акварелью.