В Донецком художественном музее презентовали атрибутированную картину Тимофея Неффа, ранее считавшуюся работой неизвестного автора
18 мая в стенах Донецкого республиканского художественного музея в рамках программы празднования Международного дня музеев состоялась презентация полотна выдающегося русского живописца Тимофея Неффа «Портрет женщины с газовой фатой». Ранее картина считалась работой неизвестного художника, однако по итогам длительных научных изысканий коллектива музея удалось установить как авторство, так и личность дамы, изображенной на картине. Данное событие без преувеличения является сенсацией.
«Вы знаете, что наш музей был создан в 1939 году в городе Сталино. В 1941 году его коллекция была утрачена, и только 11 картин впоследствии вернулись в наши стены. Для того, чтобы в Донецке снова существовал художественный музей, было предпринято множество усилий. Для создания новой коллекции были привлечены музеи Украины, России, которые щедро поделились с нами своими экспонатами. Так, в 1961 году Государственный Эрмитаж передал нам большое количество произведений. В их числе был портрет неизвестной женщины работы неизвестного художника», - отметила заместитель директора по научной работе Донецкого художественного музея Марина Третьякова.
«Состояние картины было достаточно хорошим, и основная работа, которую я для себя видел, заключалась в проведении расчистки живописи, удалении потемневших слоев лака с тем, чтобы увидеть настоящий цвет авторских красок и в первозданном виде представить картину вашему вниманию, - продолжил рассказ реставратор Евгений Лактионов. - Сразу обратило на себя внимание то, что полотно хранилось очень хорошо, несмотря на то, что после основного своего места пребывания – скорее всего, это был Михайловский дворец Санкт-Петербурга – картина поменяла несколько мест. Об этом свидетельствуют надписи на тыльной стороне картины – там 7 различных номеров. Как только мы увидели, что имеем дело с превосходной живописью, сразу возник естественный интерес – кто на ней изображен и чьего авторства данное полотно. Марина Третьякова сразу обратила внимание, что характер глаз у изображенной персоны очень напоминает потомков императора Павла I. Это сразу очень сильно сузило круг поисков, потому что искать первоисточник среди огромного количества представителей российской знати было бы очень сложно. Здесь же мы сразу получили мощную отправную точку, и, ограничив круг потомками императора Павла I, смогли выйти на гравюру, находящуюся в русском отделе Эрмитажа. После того, как мы увидели идентичное изображение – за исключением некоторых нюансов техники гравюры, – у нас отпали сомнения относительно автора, более того – стала известна изображенная персона. Из литературных источников известно, что Тимофей Нефф написал этот портрет, но до нынешнего времени он считался потерянным. В дальнейшем нами была предпринята попытка найти другие изображения, но оказалось, что во взрослом возрасте это – единственный известный портрет Великой княжны Марии Михайловны Романовой – старшей дочери Великого князя Михаила Павловича Романова».
Как резюмировала Марина Третьякова, в существующей экспозиции русской живописи, представленной в Донецком художественном музее, работа Тимофея Неффа станет настоящей жемчужиной, которая никого не оставит равнодушным. Поспорить с этим трудно: в рамках сегодняшней презентации публике была представлена еще одна картина – из… шоколада. Ее выполнила донецкая художница-шоколатье Юлия Петропавловская.
«Я увлекаюсь кондитерским искусством, изготавливаю эксклюзивные работы. Картины из шоколада я уже делала, но эта работа – особенная. Когда я увидела эту замечательную картину, то очень вдохновилась этим шедевром, и мне захотелось сотворить свой шедевр. На мою картину ушло 19 килограммов шоколада. Если честно, картина имеет некую особенную силу – она какая-то заколдованная. Но работала я с удовольствием. Я написала ее за неделю, и еще неделя ушла на изготовление рамки. То есть картина полностью выполнена из шоколада – даже задние подпорки», - рассказала Юлия.
Как уточнила автор, дальнейшая судьба картины – на усмотрение руководства музея. Но в любом случае она сотворена на радость людям, подчеркнула Юлия Петропавловская. И это – главное кредо не только каждого отдельно взятого художника, но и всех работников музеев Республики.