Вадим Самойлов: В ДНР строится настоящее справедливое государство, и я – всем сердцем с вами
11 мая 2016 года, в день, когда в Донецкой Народной Республике торжественно отмечалась 2-я годовщина создания государства, шахтерскую столицу в очередной раз посетил основатель легендарного рок-коллектива «Агата Кристи» Вадим Самойлов. Буквально с первого дня известных событий оказывающий горячую поддержку республикам Донбасса, музыкант не просто является их частым гостем. За эти два года Самойлов стал здесь родным человеком, и, по его словам, это ощущение – взаимное.
Перед вечерним концертом в парке им. А.С. Щербакова артист дал пресс-конференцию, где поделился своими впечатлениями о том, насколько активно развиваются наши Республики, порассуждал об оптимальных моделях государственного устройства и рассказал о дальнейших творческих планах.
Предлагаем Вашему вниманию полный текст ответов Вадима Самойлова на вопросы журналистов.
«Не обязаловка, а реальное людское единение»
- Вадим, вы бываете у нас достаточно регулярно. Оцените свои впечатления от того, как Республика живет и развивается, «в динамике».
В.С.: - В первую очередь хочу сказать, что для меня огромная честь сегодня здесь находиться и отпраздновать День Республики вместе с вами. До этого 9 мая я был в Луганске, где принял участие в торжествах, посвященных Дню Победы. И вот сегодня мы выступим в парке Щербакова в рамках праздничного концерта. Всех поздравляю с Днем Республики и с прошедшим Днем Победы!
Что касается динамики развития, то она потрясающая, конечно. Вы уж меня простите, я буду говорить о впечатлениях от обеих республик Донбасса – и Донецкой, и Луганской. В первый раз я к вам попал в апреле прошлого года (2015 – ред.). И первое впечатление – в Донецке было еще как-то более-менее активно, а в Луганске, конечно, у меня было ощущение, что попал в ситуацию, когда люди пережили сильнейший стресс. Своего рода такая палата интенсивной терапии. Я тогда еще проехался в Дебальцево, посмотрел все своими глазами – конечно, впечатления очень сильные. И в течение года я часто здесь бывал, видел, как ситуация развивалась. И уже в нынешний приезд я с радостью наблюдаю здесь действительно расцвет жизни, вижу, как все начинает возрождаться. Людей стало больше, машин стало больше, города стали более нарядные, больше стало беременных женщин, дети на улицах гуляют… Поэтому, конечно, очень радостные впечатления. Вот сейчас мы как раз ехали из парка Щербакова с репетиции, и нам удалось немножко прогуляться, пообщаться с людьми… Я вижу, насколько люди дружелюбны по отношению друг к другу, они за это нелегкое время стали дружнее. Это очень приятно наблюдать.
- Успели ли вы сегодня посмотреть, как проходит здесь День Республики?
В.С.: - Мы приехали сюда накануне, и вчера успели встретиться с друзьями, с коллегами, представителями общественных организаций в Донецке. Немножко видели часть демонстрации – так совпало, что мы настраивали оборудование в парке Щербакова, и пока сюда добирались, видели это шествие. Тоже очень хорошее впечатление.
Вы знаете, я помню демонстрации на закате советской эпохи. Чего греха таить, туда загоняли, и участие в них, в общем-то, было обязаловкой. Но вот я наблюдал подготовку к шествию «Бессмертный полк» в Луганске и сегодняшнюю демонстрацию в Донецке – заметно, что люди все воодушевлены и никого не нужно никуда загонять; что у людей есть реальная мотивация участвовать во всем этом. Это лишний раз иллюстрирует вот такое людское единение, которое абсолютно очевидно наблюдается.
«Музыка во время войны возвращает ощущение жизни»
- Нужна ли музыка, концерты во время войны? Ведь не зря существует выражение о молчащих музах на фоне говорящих пушек…
В.С.: - Я убежден, что такие концерты нужно делать – и для военных, и для гражданских. Недаром ведь во время всех войн существовали фронтовые бригады. В условиях боевых действий военные люди в какой-то мере превращаются в «машины». Потому что существует четкая последовательность действий, и ты поневоле становишься частью этого военного механизма. И для того, чтобы люди себя не утрачивали, какие-то атрибуты жизни на войне должны быть. И позитивная, радостная эмоция, на мой взгляд, чрезвычайно важна.
Аналогичное мнение и о выступлениях на вот таких массовых мероприятиях перед мирными жителями. Мне кажется, людям необходимо помогать возвращать ощущение жизни, какие-то ее атрибуты, которые в условиях войны могут казаться совершенно далекими. С радостью могу сказать, что с каждым своим приездом к вам я все больше и больше чувствую, что люди психологически восстанавливаются. Это очень заметно. И мне кажется, что они восстанавливаются в том числе и благодаря тому, что приезжают артисты, приезжают от чистого сердца, привнося часть России, часть единства нашего Русского мира. Мне кажется, людям Донбасса именно это и нужно чувствовать – что мы едины. Меня очень порадовало, что в этом году шествие «Бессмертный полк» в ДНР и ЛНР было интегрировано в общероссийский проект, прошло установленный стандарт и стало частью единого целого. Это очень хорошо.
- Отличается ли донбасская публика на концертах от публики в России?
В.С.: - Донбасская публика всегда очень эмоциональна. Здесь очень хорошие отзывчивые зрители, и в этом смысле коренных отличий с российскими ценителями нашей музыки я не наблюдаю.
«Донбасс поддерживают многие артисты, но людские слабости никто не отменял»
- Что вы можете сказать о нынешней палитре мнений ваших коллег - артистов, музыкантов - относительно ситуации в Донбассе?
В.С.: - У нас вообще происходит очень много разговоров о Донбассе, и со многими своими коллегами я говорил на предмет посещения Республик с выступлениями.
Реакция разной бывает. Кто-то очень определенно говорит, что опасается за личную безопасность, и это, по крайней мере, честно. Кто-то начинает вилять, говоря, что сейчас поддерживать не готов. Я обещал коллегам, что не буду называть их имена, поэтому я сдержу свое обещание. Но вообще я вижу, что, к огромному сожалению, в российском, скажем так, творческом сообществе присутствует вот эта вуаль, которая мешает людям до конца разобраться в том, что и как. В этом есть и большая «заслуга» оппозиционных СМИ. К сожалению, многие артисты находятся вот в этом ореоле. А еще многие не то чтобы опасаются ехать, но они пытаются быть аполитичными, потому что не хотят резонанса в свою сторону. Они просто не хотят, чтобы их на эту тему мусолили. Люди есть люди, что тут сказать. Я надеюсь, что со временем все это наладится, потому что и в Крым поначалу вообще все боялись ездить. Теперь ездят...
Лично я склонен принимать во внимание какие-то людские слабости или какую-то свою точку зрения, свои неопределенности. Конечно, у нас есть и деятели культуры вроде Макаревича, который конкретно определился, кого он поддерживает, – но в этом он честен. Я его не уважаю за его позицию, но, по-человечески, я считаю, он правильно поступает хотя бы в том, что четко ее озвучивает.
Иная ситуация с более молодым и пока менее известным поколением артистов. Я жду не дождусь, когда уже здесь созреет почва для того, чтобы привезти сюда целую плеяду молодых исполнителей и сделать какой-то совместный концерт или фестиваль с молодыми исполнителями Донбасса. Мне кажется, это было бы здорово.
«Говоря о Донбассе, я ищу именно те слова, которые смогут пробить сердца людей»
- Не возникало ли у вас желания снять какой-то клип или фильм о жителях Донецка?
В.С.: - Ну, у нас уже есть короткометражный документальный фильм о наших поездках в Донбасс. Он выложен у меня на моем официальном канале. Насколько я знаю, Влад Валов снял здесь клип. У меня тоже есть подобная идея. Вот сейчас дописываю песню, навеянную впечатлениями о Донбассе. На нее есть план сделать клип – он будет точно, просто это вопрос времени.
- Летом прошлого года вы говорили о том, что работаете над авторским материалом, песнями на основе донбасских событий. На каком этапе сейчас эта работа?
В.С.: - Я не то чтобы затеял какой-то отдельный альбом или цикл песен о Донбассе, нет. Я предпочитаю найти те самые слова, чтобы они были выражены в одной какой-то песне, чтобы она пробила мое сердце и затронула сердца всех остальных. Поэтому я стараюсь довести до совершенства даже одну композицию. Хотя кроме этого я готовлю новую концертную программу, где много разных песен, которые будут заметно отличаться от репертуара группы «Агата Кристи». И эта тема будет все равно таким образом стилистически продолжаться. Премьеру этой программы я сейчас буду готовить в Екатеринбурге на июнь, и буду искать возможность, чтобы приехать с ней к вам и показать ее здесь. Мы постараемся сделать, помимо выступления на празднике, в отдельном зале именно сольный концерт сугубо с «нашим» зрителем.
«В Сирию мы ехали не за наградами»
- Вы имеете награду за свое недавнее пребывание с концертами в Сирии. Расскажите об этой поездке – что вас побудило туда поехать, какие впечатления остались?
В.С.: - Вначале скажу о награде, хотя мы не за награду туда ехали. Она – не боевая, а за участие в войсковой операции. То есть эту медаль можно точно так же дать всему техническому персоналу, тем же поварам на кухне, потому что они тоже – участники операции. Вручение происходило в Министерстве обороны Российской Федерации в День работника культуры. Наградили коллективы Минобороны, ансамбли песни и пляски различные. Потому что до того, как в Сирию поехали уже эстрадные артисты, каждую неделю туда приезжали именно военные оркестры и ансамбли. Можно сказать, что мы сами напросились, нашли контакты, и я позвонил и сказал, что мы очень хотим полететь. И полетели таким образом. Наши выступления происходили в формате агитбригад, потому что там нет никаких сцен. Мы буквально тащили на себе барабаны, усилители и все то оборудование, которое устанавливается для концерта. Конечно, не в таком большом объеме, как на площади, но мы все тащили на себе.
Два концерта мы там вообще сыграли в палатках. Потом точно также сыграли небольшое выступление прямо у летчиков в штабе, на взлетной полосе, откуда они вылетают на задания. И потом уже чуть позже – в столовой, для практически половины всего контингента военнослужащих, примерно 2-х тысяч человек. Очень тепло были приняты. И вот любопытная история этой награды: мы как бы и не помышляли о ней, и вообще считали, что слишком высоко нас оценили. А оказалось, дело вот в чем: летчики, после того, как мы там выступили, написали коллективное письмо командующему с соответствующим ходатайством. По их словам, они после наших концертов очень зарядились и были воодушевлены. И как раз в этот самый вечер, когда мы там были, – а там круглосуточные вылеты боевые – у них был вылет, и они крупную победу одержали, разгромив большой укрепрайон ИГИЛ. И с гордостью могу сказать – они считают, что в этой победе есть и наше участие.
Вообще, для нас это интересный опыт. Но я хотел там оказаться, потому что, во-первых, я сам офицер запаса, служил в зенитно-ракетных войсках. Во-вторых, я испытываю симпатию к армии, и, в-третьих, я очень приятное впечатление получил от того, что увидел. Знаете, в армии ведь всякое бывает. И расхлябанность, и разгильдяйство, и все остальное. Но могу сказать, что на базе РФ в Сирии я увидел вот тех самых боевых офицеров, который представляют гордость российской армии. Все подтянутые, очень целеустремленные. Видно, что это слаженный коллектив опытных людей, лучшие воинские кадры. Я буквально загорелся российской армией.
«Верю, что с Республик Донбасса начнется создание новой модели дружного многонационального государства»
- Сегодня – вторая годовщина независимости Республики. Что бы вы пожелали ее жителям?
В.С.: - Вы знаете, мы сегодня ходили по улицам и ловили себя на мысли: мы же уже люди в возрасте, ведь мы все родились в Советском Союзе, который впоследствии был варварски разрушен. Я не идеализирую СССР, там много было всякого. Я, например, не мог петь песни собственного сочинения, и рок-музыка вообще преследовалась. Но, тем не менее, это были все-таки уже второстепенные вещи, и сегодняшняя жизнь – постсоветская, капиталистическая – показала, что, пожалуй, в советском обществе было все-таки больше плюсов с точки зрения совместного проживания людей, вот той дружбы... Ведь на самом деле нам тогда удалось создать настоящую многонациональную семью. Это правда, что бы там не говорили. Потому что, хоть Европа и говорит, что они толерантные и у них мультикультурное общество, на самом деле ведь у них это не получается, потому что все национальности проживают там локально, замкнуто, имея практически свои «города в городах». И культурного обмена, общей какой-то платформы там нет – в отличие от того, что удалось в свое время сделать в Советском Союзе. Во-вторых, жизнь при жестком капитализме показала, что вот это расслоение общества на сверхбогатых и сверхбедных – самое большое зло. В итоге мы имеем очень много несчастных людей. И то, что произошло у вас в результате очень ужасных кровавых событий, лично для меня – надежда на то, что все-таки нашим народам, начиная с ваших Республик, удастся воссоздать новую модель вот той дружной многонациональной семьи. Настоящего справедливого государства.
Это сделать очень непросто на самом деле, и тут никто ничего не идеализирует. То есть человеческая природа – она как была, так и остается сложной. Но, находясь здесь, я вижу, что стараются обеспечить стариков, что стараются действительно строить государство более справедливое, чем оно было до того. И мне кажется, что этот путь – правильный. Это должно быть настоящее социальное государство. Я вижу, что и у вас, и в ЛНР стараются строить именно его. А если стараются, значит, все преграды на этом пути мы сможем преодолеть. И я всем сердцем с вами в этих процессах.