Воспоминания о донецких концертах Дмитрия Хворостовского
В уходящем 2017 году, к сожалению, ушел из жизни ряд выдающихся деятелей культуры и искусства. Одной из таких потерь стала смерть 22 ноября всемирно известного исполнителя Дмитрия Хворостовского, мужественно боровшегося последние 2,5 года с тяжелой болезнью. В своей жизни певец дважды выступал в шахтерской столице. Донецкий журналист-краевед Анатолий Жаров собрал материалы, рассказывающие о визитах Дмитрия Хворостовского в наш город.
Двадцатисемилетний оперный исполнитель Дмитрий Хворостовский первый раз приехал в Донецк с концертом в конце ноября 1989 года. Напомним, что это был один из самых «громких» периодов так называемой горбачевской перестройки в СССР. Тогда произошло очень много событий, среди которых можно отметить и знаменитые шахтерские забастовки в Донецке, появление множества различных кооперативов, которые позволяли их руководителям зарабатывать огромные по советским меркам деньги и т.д.
Надо признать, что молодому солисту Красноярского государственного театра оперы и балета наши местные искусствоведы и журналисты уделили не слишком много внимания. Куда больше рекламы и интервью было об уже расскрученных артистах, которые могли принести хорошие коммерческие сборы, — о Владимире Винокуре, Кате Семеновой, Жене Белоусове, группе «Санкт-Петербург», театре «Лицедеи» Вячеслава Полунина... Даже зазывали публику на выступление эротического рок-балета «Визави». А упоминания о концерте Дмитрия Хворостовского в областной прессе найти было очень трудно. Например, главная газета региона «Социалистический Донбасс» вообще не упомянула о нем. После нескольких часов просмотра газетных подшивок того времени в отделе периодики нашей Донецкой республиканской библиотеки имени Крупской удалось обнаружить два небольших рекламных объявления в газетах «Вечерний Донецк» и «Комсомолец Донбасса» о предстоящем концерте.
В номере «Вечернего Донецка» за 20 ноября 1989 года сообщалось, что в концертном зале имени Прокофьева Донецкой областной филармонии 27 ноября выступит в рамках всесоюзного абонемента «Дебюты молодых» лауреат международного конкурса в Тулузе (Франция) 1-й премия в 1988 году, лауреат ХII Всесоюзного конкурса вокалистов имени М.И. Глинки – Дмитрий Хворостовский (баритон). «В программе: романсы итальянских композиторов ХVII – XVIII веков, арии из опер Чайковского, Верди, Доницетти. Начало концерта в 19 часов 30 минут», — говорилось в объявлении. Далее сообщалось время, когда можно было приобрести билеты на концерт в кассе филармонии, и справочные телефоны. Через пару номеров в этой же газете был опубликован репертуар Донецкой филармонии на последние дни ноября 1989 года, в котором тоже есть упоминание о концерте Хворостовского и добавлена информация, что партию фортепиано будет исполнять Людмила Курицкая. По последнему образцу было напечатано объявление и в главной молодежной областной газете «Комсомолец Донбасса». И всё!
Но уже из этого мы узнаем, что в Донецк Дмитрий Хворостовский тогда приехал со своим первым концертмейстером — Людмилой Васильевной Курицкой. Она тогда работала в Институте искусств в Красноярске и занималась со студентами класса Е.К.Иофель, где учился молодой певец. Людмила Курицкая готовила с Хворостовским все его конкурсные программы и выступала вместе с ним на первых его концертах.
«Дима был очень интересен в работе. Он был необыкновенно работоспособен. Мы с ним занимались практически каждый день. В связи с тем, что я была худруком филармонии, у меня был хороший кабинет, хороший рояль, вся аппаратура. Каждый день на какое-то время он приходил, мы закрывались и занимались. Первая наша программа была в 1987 году. Мы в первом отделении исполняли старинные арии, во втором — исполняли романсы Чайковского. Мы сделали с ним практически 7 программ: монографическую глинковскую, монографическую Чайковского, которая состояла из арий и из романсов; романсы Рахманинова, старинную музыку, зарубежные арии. В общем, много. Он был очень благодарным солистом, и работа с ним была для меня большим счастьем. Мы съездили с ним на конкурс, успешно съездили, на его первый международный конкурс в Тулузу, где он получил Гран-при», — через много лет в одном из интервью вспоминала о совместной работе с Дмитрием Хворостовским она.
Интересен тот факт, что на гастроли в Донецк молодой певец приехал после блестящей победы в июне 1989 года на Международном конкурсе оперных певцов BBC в Кардиффе «Кардиффские голоса», т.е. знаковом для Донецка месте в Великобритании. Напомним, что первый директор-распорядитель Юзовского металлургического завода Джон Хьюз был уроженцем Уэльса, столицей которого и является Кардифф. Именно после этой победы и получения титула «Певец мира» весь мир узнал о Хворостовском и его начали приглашать выступать на лучшие оперные площадки. Но в рекламных объявлениях в нашей областной прессе упоминания о конкурсе в Кардиффе почему-то не было. А за давностью лет уже никто и раскроет эту загадку.
Память о первом концерте Дмитрия Хворостовского в Донецке жива
Сегодня в Донецке живут очевидцы того, первого, концерта Дмитрия Хворостовского в нашем городе. Одним из них является ныне народный артист, профессор Донецкой государственной музыкальной академии имени Прокофьева, легендарный Станислав Витальевич Савари. Он и поделился с автором своими впечатлениями о выступлении Дмитрия Хворостовского.
«Уже тогда он начал набирать популярность. Концерт Хворостовского в Донецкой филармонии состоялся при участии «Союзконцерта» из Москвы, занимавшегося организацией гастролей артистов по городам Советского Союза. Дмитрий пел очень добросовестно, хотя и небольшим звуком, так как он еще тогда не распелся. Это потом выступления на лучших оперных сценах мира «раскрыли» его голос. По моему мнению, исполнял он арии очень музыкально, но чуть замедленно. Наверное, здесь сказывалась тогда вокальная классическая школа, когда артист при исполнении тщательно выпевает каждое слово. Это позже, когда голос «раскрывается», певец больше обращает внимания и на выразительность исполнения, чтобы передать слушателям разные состояния человека. Несомненно, в Донецке молодой Дмитрий Хворостовский тогда всем продемонстрировал свой уникальный дар. В зрительном зале тогда был аншлаг и наша публика очень тепло приняла певца. Среди донецких музыкантов его концерт обсуждали еще долго», — рассказал он.
Станислав Савари сравнил голос молодого Хворостовского с голосом популярного советского исполнителя Муслима Магомаева. Такое же сравнение привел и еще один очевидец концерта в Донецкой филармонии Хворостовского 27 ноября 1989 года – известный донецкий журналист, детский писатель Валерий Герланец. Он отметил, что слушатели отметили великолепный голос, почувствовали большой талант двадцатисемилетнего исполнителя.
Уникальным фактом можно, без преувеличения, считать то, что сохранилась двенадцатиминутная запись выступления молодого Хворостовского в Донецкой филармонии. Снимало его Донецкое областное телевидение. И теперь это видео размещено на YouTube.
В 2011 году с Донецка Дмитрий Хворостовский начал свой гастрольный тур
Яркой звездой мировой оперной сцены Дмитрий Хворостовский во второй раз приехал в наш город в конце марта 2011 года в рамках концертного тура фестиваля «Схóди до неба». Тогда он выступил в Донецке, Одессе и Львове. А начал свое турне именно с нашего города.
Певец выступил на сцене Донецкого театра оперы и балета 20 марта 2011 года, исполнив романсы Рахманинова и арии из опер. На том концерте и накануне, на пресс-конференции, присутствовал нынешний генеральный директор Донецкой государственной академической филармонии, а в 2011 году — аспирант нашей музыкальной академии Александр Парецкий.
«Для всех баритонов, и не только для них — для исполнителей во всем мире, Хворостовский долгие годы был образцом для подражания. Многие из произведений, которые он исполнял, именно в его трактовке стали эталонными. Дмитрий Хворостовский покинул нас в 55 лет — это время расцвета оперных певцов, особенно баритонов, именно к этому возрасту их голос получает мудрую, насыщенную, бархатную окраску. Но несмотря на столь короткий для певца срок жизни, Хворостовский исполнил столько музыки, что некоторые исполнители не смогли бы сделать за три свои творческие жизни. В его репертуаре было всё: бесчисленное количество оперных партий, старинная музыка, романсы, песни советского периода, в том числе и песни Победы. На том донецком концерте певец исполнял, в основном, романсы Рахманинова. Была очень интересная программа. Для тех, кто был на его концерте — это было событием в жизни! И для меня тоже! Голос, обаяние, неподражаемая сценическая фактура, умение владеть аудиторией. Зрители следили за каждым его жестом, мимикой, взглядом. Дмитрий Хворостовский был невероятно харизматичной личностью, которая завораживала и привлекала внимание многих людей к оперному искусству», — поделился своими впечатлениями о выступлении выдающегося певца Александр Парецкий.
В интернете сохранилась видеозапись пресс-конференции Дмитрия Хворостовского в Донецке, датированная 19 марта 2011 года. В самом начале ее он вспомнил, что в нашем городе был очень давно. «Большинство из вас еще не было. Мне было очень интересно снова вернуться в этот город и посмотреть каким он стал», — обратился к присутствующим на пресс-конференции певец. При этом он признался, что не помнит подробностей своего первого выступления в нашем городе. На вопрос, благодаря кому и чему он достиг такого высокого профессионального мастерства, Дмитрий Хворостовский ответил таким образом: «Я с детства окружен удивительными людьми. Обязан родителям своим, прежде всего, которые, несмотря на все мои сопротивления, настаивали на том, чтобы я учился музыке. С 7 лет я постоянно учился музыке. Я обязан своим учителям, своему педагогу — профессору Екатерине Иофель. Я обязан Ирине Константиновне Архиповой, которая поддержала меня на первых порах после моей победы на конкурсе имени Глинки. В принципе, она настояла на том, чтобы я принял участие в конкурсе в Кардиффе, куда я не хотел ехать. И таких людей множество. Я абсолютно счастлив, что мне довелось и доводится работать с величайшими музыкантами мира. Большинство из них — прекрасные люди со сложными характерами. Но на этих людей смотришь и учишься у них, работая с ними, — ты растешь и становишься лучше. Ты идешь по ступеням — буквально каждый выход на сцену, это как подъем по ступеням вверх. Люди, окружающие тебя (коллеги хорошие или плохие, рабочие на сцене), — ты учишься у них в любом случае». Дмитрий Хворостовский рассказал, что с детства любил пение Федора Шаляпина. «Считаю, что это абсолютный колосс и непревзойденный русский гений. Когда его слушаешь, до сих пор понимаешь, что он не наивный. Шаляпин потрясает тем, что, несмотря на определенную манерность, он настолько искренне доводит в музыкальной фразе, в слове настоящие эмоции, что это пересекает все границы стилей, времени», — сказал он.
Из русских певиц образцом для подражания начинающим исполнителям Дмитрий Хвростовский назвал Ирину Архипову и Елену Образцову. Певец тогда признался, что состоит из одних недостатков, которые он постоянно всю свою жизнь преодолевает. Хворостовский не выдержал, когда его одна журналистка назвала гениальным исполнителем. «Да не гениальный я! С чего вы взяли!», — заметил он. По поводу своего имиджа секс-символа, Хворостовский сказал, что «какой ты есть внутри, такой ты и на сцене». «Сцена — она как зеркало, иногда даже кривое. То, что в тебе присутствует хоть совсем немного, на сцене может вырасти до гигантских масштабов, изуродовать тебя. Поэтому на сцене должен быть предельно чистым, как в первый и последний раз в жизни. Если ты начнешь «вилять» там или пытаться выбраться за счет так называемого «профессионализма», но без абсолютного и полного погружения в то, что ты делаешь, — не получится нужного контакта со зрителем. Каждый концерт — это контакт со зрителем с «нуля». Ты не выходишь на сцену секс-символом, а выходишь знакомиться со зрителем. И это завоевание расположения, диалога со слушателем, который подчас снисходительно, а иногда — и не очень, воспринимает твои исповеди, — именно от этого зависит все!», — подчеркнул певец.
Он сказал, что его привлекает исполнять партии характерных, непростых героев. «Труд оперного певца — это труд поющего актера. Нужно уметь не только петь, но, например, своей пластикой на сцене выражать свой характер», — отметил Дмитрий Хворостовский. В ходе той пресс-конференции он сказал, что опера иногда напоминает ему музей, но при этом она продолжает развиваться. «С одной стороны мы теряем традиции искусства бельканто, которые поддерживались с 19-го века. Я считаю, что все-таки, при всем сегодняшнем многообразии, пластичности современной оперы, мы не должны потерять искусство настоящего пения», — подчеркнул выдающийся певец. Тогда в Донецке Дмитрий Хворостовский заявил о том, что у него есть свобода выбора того, какое произведение записывать в студиях звукозаписи. «Я свободный человек, свободный художник! Я в таком состоянии нахожусь уже более 20 лет, и мне ничего другого не надо! Я нигде не состою, нигде не числюсь, у меня нет трудовой книжки. Я просто счастлив от этого!», — сказал он.
При этом легендарный певец, отвечая на вопрос как пробиться таланту, считал, что настоящий талант всегда найдет себе дорогу. «Всегда найдутся люди — и в системе, и вне системы, которые помогут такому таланту. Нужно быть целеустремленным и быть уверенным в том, что чем ты занимаешься, что это правильно и это нужно. Нужно «гореть» этим! И тогда тебе, с помощью или без помощи чьей-то, будет интересно жить. Как правило, «горение» увлеченных людей замечают другие и выделяют таких людей из общей массы и помогают им. Каким-то таким образом так происходило и со мной», — заявил Дмитрий Хворостовский в Донецке.