10 марта: день в истории культуры и искусства
Значимые события этого дня:
1806 — по указу императора Александра I создан музей Московского Кремля.
1878 — в Женеве выпущено карманное издание «Кобзаря» Тараса Шевченко.
1939 — началось регулярное телевизионное вещание из Шаболовского телецентра в Москве. Количество телевизоров в Москве тогда едва превышало сотню, а сигнал передавался со знаменитой Шуховской башни.
1975 — в советский прокат вышел фильм Сергея Колосова «Помни имя свое», польская премьера которого прошла в ноябре предыдущего года в Варшаве. Читатели журнала «Советский экран», подводя итоги года, назвали сыгравшую героиню фильма Людмилу Касаткину лучшей актрисой 1975 года.
1980 — на экраны Советского Союза вышла сатирическая трагикомедия Эльдара Рязанова «Гараж».
Режиссер привлек для работы великолепный актерский ансамбль, в который вошли Лия Ахеджакова, Борислав Брондуков, Георгий Бурков, Анастасия Вознесенская , Валентин Гафт, Леонид Марков, Андрей Мягков, Вячеслав Невинный, Светлана Немоляева, Ия Саввина, Семен Фарада. В январе режиссер смог увидеть первую реакцию зрителей на свою работу, тринадцатую по счету комедию. Для показа, на который явились 800 зрителей, был выбран подмосковный город с двумя большими НИИ, тремя техникумами, воинской частью. Когда зажегся свет, Рязанов вышел под аплодисменты, рассказал, как рождался фильм, и ответил на вопросы собравшихся.
Начал с того, что он сам с 1969 года был пайщиком строительно–гаражного кооператива. За прошедшее время поставил фильмы «Старики–разбойники», «Невероятные приключения итальянцев в России», «Ирония судьбы, или С легким паром!», «Служебный роман», но ключей от гаража пока так и не получил. Однажды, заскочив на минутку, как он думал, на собрание гаражного кооператива, застрял на нем на много часов. Землю под застройку урезали, и пришлось решать, кого из пайщиков исключить. Шкурный интерес превратил собрание в сборище людей, считавшихся прежде порядочными, а на деле лишенных совести, забывших о справедливости, равнодушных и трусливых. Режиссер ушел потрясенным и буквально на следующий день рассказал историю своему постоянному соавтору — драматургу и сценаристу Эмилю Брагинскому. У того тоже был немалый подобный опыт как заместителя председателя правления жилищного кооператива. Так появился сюжет, так родились герои.
И прежде было немало фильмов, в которых неразрывно связаны время, место и действие, разворачивающееся на наших глазах. Без реминисценций, перебросов в другие места, параллельных линий. Обычно в таких случаях выделяется главный герой, а Рязанов постарался, чтобы запомнился каждый персонаж. Все занятые артисты были театральными актерами, и ему пришлось уговаривать их руководителей отпустить их на съемки. Потому работа шла очень быстро: 24 съемочных дня, на все полтора месяца. Помогала параллельная съемка на видеокамеру, когда сразу же происходил разбор отснятых эпизодов и дубль следовал за дублем. Изменилась по сравнению со сценарием концовка фильма. Финал первоначально предполагал, что зритель так и не узнает, чем же закончилось голосование. Наказывать плохих было бы прямолинейно, хороших — несправедливо, выбор пал на равнодушного, проспавшего все действие. Его сыграл сам режиссер.
Среди первых зрителей оказались и недовольные. Под хохот зала Рязанов зачитал одну такую записку: «Пришла в кино отдохнуть, а на экране склока, как у нас в квартире, где живут 16 человек, да еще похуже. Как Вы только могли до такого додуматься? Сидела и все ждала: «Господи! Когда же это кончится?» Но до самого конца так это и не кончилось». Не ожидал Рязанов, что его спросят, как же он сам повел себя в такой ситуации. Он честно признался, что в схватку не вступил и за свое поведение ему мучительно стыдно. Постановка фильма стала для него попыткой загладить свою вину, когда он не защитил несправедливо обиженных.
2002 — началось «акунинское вторжение» на телевидение. Но долго и громко рекламировавшаяся первая экранизация произведений Б.Акунина (по роману «Азазель») тихо провалилась, не вызвав даже гневной волны критических рецензий и читательских отзывов.
В этот день ушли из жизни:
1861 — Тарас Шевченко (род. 1814), украинский поэт, художник, основоположник национального литературного языка.
1879 — Василий Садовников (род. 1800), русский художник.
1937 — Евгений Замятин (род. 1884), русский писатель.
1940 — Михаил Булгаков (род. 1891), русский писатель и драматург («Белая гвардия», «Мастер и Маргарита»).
1972 — Александр Гинцбург (род. 1907), кинооператор, режиссер. Более 30 лет стоял за камерой, работал с Сергеем Герасимовым («Комсомольск»), Александром Зархи, Иосифом Хейфицем («Член правительства»), Михаилом Калатозовым («Валерий Чкалов»), Михаилом Луковым («Два бойца»), а самым известным собственным фильмом Гинцбурга стал «Гиперболоид инженера Гарина».
1983 — Сергей Полуянов (род. 1924), кинооператор. Долгое сотрудничество его связывало с кинорежиссером Леонидом Гайдаем, он также снял фильмы «Чистое небо» Григория Чухрая, «Золотой теленок» Михаила Швейцера.
1993 — Владимир Сутеев (род. 1903), русский советский детский писатель, художник-иллюстратор и режиссёр-аниматор. Один из зачинателей советской мультипликации. Владимир Сутеев написал около 40 сценариев для мультипликационного кино, и почти все они были экранизированы такими режиссёрами, как Л. К. Атаманов, Л. А. Амальрик, В. И. Полковников, Е. Н. Райковский и другими.
2001 — Владимир Ворошилов (род. 1930), автор, режиссёр и ведущий передачи «Что? Где? Когда?».
2002 – Наталия Державина (род. 1942), артистка студии детских и юношеских программ Российской государственной телерадиокомпании «Останкино», голосом которой говорил Хрюша из передачи «Спокойной ночи, малыши!».
2002 — Владимир Нахабцев (род. 1938), советский и российский кинооператор, заслуженный деятель искусств РСФСР, народный артист РСФСР. По окончании ВГИКа работал вторым оператором на съёмках картины «Гусарская баллада» Эльдара Рязанова. Следующий фильм Рязанова, «Дайте жалобную книгу», Нахабцев снимал уже в качестве оператора-постановщика (совместно с другим известным оператором – Анатолием Мукасеем, супругом режиссера Светланы Дружининой). Всего же Владимир Нахабцев снял семь картин Эльдара Рязанова, в том числе «Ирония судьбы, или С лёгким паром!» (Государственная премия СССР) и «Служебный роман» (Государственная премия РСФСР имени братьев Васильевых). Также снимал фильмы с режиссёрами: А. И. Суриковой, Э. В. Лотяну, М. А. Захаровым, А. Н. Миттой, Е. И. Ташковым, И. Ш. Фридбергом.
2003 — Марина Ладынина (род. 1908), киноактриса, народная артистка СССР. («Трактористы», «Свинарка и пастух», «В шесть часов вечера после войны», «Кубанские казаки»), народная артистка СССР (1950).
2004 — Борислав Брондуков (род. 1938), народный артист УССР (к/ф «Афоня», «Мимино», «Гараж» и другие).
В этот день родились:
1802 — Василий Каратыгин (ум. 1853), актер. Начинал артистическую карьеру в петербургском Большом театре, а с открытием Александринского театра он становится ведущим актером-трагиком. Каратыгин был первым исполнителем ролей Чацкого в «Горе от ума», Дон Гуана в «Каменном госте» и Арбенина в «Маскараде».
1875 — Александр Гольденвейзер (ум. 1961), пианист, композитор, создатель одной из крупнейших фортепьянных школ, профессор Московской консерватории, народный артист СССР.
1916 — Евгений Халдей (ум. 1997), наш земляк, легендарный фоторепортер, прославившийся своими снимками времен Великой Отечественной войны, особенно из поверженного Берлина («Знамя Победы над Рейхстагом»).
Евгений Халдей родился в Юзовке (теперь Донецке). Во время еврейского погрома 1 марта 1918 года были убиты его мать и дед, а сам годовалый ребёнок получил пулевое ранение в грудь. Учился в хедере, с 13 лет начал работать на заводе. Первый снимок сделал в 13 лет самодельным фотоаппаратом. С 16 лет начал работать фотокорреспондентом. С 1939 года он – корреспондент «Фотохроники ТАСС». Снимал Днепрострой, репортажи об Алексее Стаханове. Представлял редакцию ТАСС на военно-морском фронте во время Великой Отечественной Войны. Все 1418 дней войны он прошёл с камерой «Leica» от Мурманска до Берлина, участвовал в освобождении Севастополя, штурме Новороссийска, Керчи, освобождении Румынии, Болгарии, Югославии, Австрии, Венгрии. Снял Парижское совещание министров иностранных дел, поражение японцев на Дальнем Востоке, конференцию глав союзных держав в Потсдаме, водружение флага над Рейхстагом, подписание акта капитуляции Германии. Одними из вещественных доказательств на Нюрнбергском процессе были фотографии Евгения Ананьевича.
В 1948 году был уволен из ТАСС по обвинению в недостаточном образовательном уровне и недостаточной политической грамотности. После смерти Сталина вновь получил доступ на газетные страницы. После войны создал галерею образов фронтовиков в мирном труде.
В 1995 году в Перпиньяне (Франция) на Международном фестивале фотожурналистики Евгению Халдею была присуждена самая почётная награда в мире искусства — титул «Рыцарь ордена искусств и литературы».
1926 — Александр Зацепин, российский композитор, автор песен к фильмам «Бриллиантовая рука», «Кавказская пленница» и др. Его песни исполняют многие известные артисты эстрады, но особой популярностью пользовалась именно музыка к гайдаевским кинофильмам.
1940 — Чак Норрис (настоящее имя Карлос Рэй Норрис), американский киноактёр, мастер боевых искусств, автор семи книг.
1946 — Владимир Гостюхин, российский и белорусский киноактёр, лауреат Государственной премии СССР и Государственной премии РФ. Одной из визитных карточек актера является роль дальнобойщика Федора Ивановича – напарника персонажа Владислава Галкина – в сериале «Дальнобойщики».
1958 — Шэрон Стоун, американская модель и киноактриса.