1 апреля: день в истории культуры и искусства
Значимые события этого дня:
1877 — впервые на русском языке в Мариинском театре была поставлена опера «Аида».
1923 — вышел первый номер журнала «Огонек» советского периода.
1925 — в эфир вышла детская радиогазета «Пионерская зорька».
1963 — в прокат вышел музыкальный фильм Герберта Раппапорта «Черемушки», поставленный по оперетте Д. Д. Шостаковича «Москва, Черемушки». Вот тогда районы городских новостроек по всей стране стали называть Черемушками, а ныне их c иронией именуют «хрущобами».
1967 – на экраны вышел фильм Леонида Гайдая «Кавказская пленница» с Натальей Варлей, Александром Демьяненко, Владимиром Этушем, Юрием Никулиным, Евгением Моргуновым и Георгием Вициным в главных ролях.
После успеха «Операции «Ы» сценаристы Морис Слободский и Яков Костюковский вместе с Гайдаем уселись за новый сценарий. Сюжет о похищенной невесте был взят из коротенькой заметки в газете. Но на киностудии «Мосфильм» сценарий сочли нарочитым и несмешным, того же мнения придерживались актеры. Никулин и вовсе заявил, что сниматься не будет: «Глупость какая–то!» Не помог даже вызов в партком, где говорили, что картина стоит в плане, а в СССР это — закон. Убедил актера режиссер, напомнив, что они все придумают сами в ходе съемок.
На студии сразу же забраковали начало, сочтя его хулиганским. Намечалось, что к забору выходит Трус и выводит на нем букву «Х», потом Бывалый рисует «У», и под трель милицейского свистка Балбес дописывает «…дожественный фильм»… Участие прославленной комедийной троицы подразумевалось с самого начала. Специально под Владимира Этуша создавался и товарищ Саахов. Актер отстоял перед Гайдаем свое видение образа: не пытаться соперничать в эксцентрике с признанными комиками, наоборот, быть максимально серьезным, что и создаст требуемый эффект. Если после сыгранного в фильме «Председатель» полковника КГБ Этуша предупреждали, чтобы он не приезжал на Кавказ — убьют, то после «Кавказской пленницы» ему говорили: «Теперь тебе и на Кавказ ехать не надо — в Москве убьют». Но у актера был такой замечательный «кавказский» акцент, что грузины считали его армянином, армяне — грузином, а друг, манеру речи которого он копировал, себя не узнал, но заявил: «Слюшай, замэчательно! Как похожэ! Такие у нас на Кавказе в Нагорном Карабахе живут».
Самым трудным оказалось найти героиню. Провели свыше 500 фотопроб, но ни одна из отобранных кандидаток так и не прошла. Из Одессы, где гастролировал цирк, Гайдаю привезли фотографию воздушной гимнастки. Так в съемочной группе появилась Наталья Варлей. Все убедились, что она та, которую искали, когда за нею безропотно пошел осел, никого не слушавшийся на площадке.
А проверяющие инстанции все придирались. Например, к тексту песни, не позволив оставить фразу: «Чешут медведи спину». У них что — блохи или вши? Позволили спеть: «Трутся спиной медведи». И еще. Выход фильма едва не сорвался, когда во время его приемки вдруг обнаружили, что фамилия отрицательного героя подозрительно похожа на фамилию партсекретаря «Мосфильма» Леона Саакова. Тот попытался заставить переозвучить уже отснятый материал. А самое высокое начальство студии прямо назвало картину «антисоветчиной чистейшей воды».
Через несколько дней разразившаяся критика так же внезапно стихла. Генсеку Леониду Ильичу Брежневу захотелось увидеть какую-нибудь новую кинокомедию, и ему доставили «Кавказскую пленницу». Тот был в восторге, а с ним те же чувства разделили после выхода фильма в прокат 76,54 миллиона советских кинозрителей. Проданный за рубеж, он принес стране доход в 286 миллионов инвалютных рублей, стоивших тогда дороже доллара. Даже без учета многократной инфляции эти цифры сегодня поражают.
1973 — прошел первый одесский фестиваль смеха — «Юморина». Лучшим лозунгом был признан следующий: «Одессит, стой! Подумай: все ли ты сделал для появления в городе миллионного жителя?»
Мысль проведения в городе «Юморины» родилась после закрытия на телевидении КВНа, последним чемпионом которого в сезоне 1972 года стала как раз одесская команда. Ее авторский коллектив, решив, что жить все-таки надо, придумал и претворил в жизнь фестивальную идею. Название «Юморина» пришло в голову Олегу Сташкевичу (он ныне литературный секретарь Михаила Жванецкого), а эмблему — веселого морячка — придумал Аркадий Цыкун. С каждым годом фестиваль привлекал все больше участников и гостей, обретя такой размах, что напугал местную власть, запретившую в 1976 году проведение «Юморины». Ее возвращение состоялось в 1987 году, до той поры уйдя с улиц и эстрадных площадок в институты, школы, клубы.
1995 — на базе 1-го канала Останкино началось вещание «Общественного российского телевидения», ныне — Первый канал.
2009 — в день двухсотлетнего юбилея Николая Гоголя в московском кинотеатре «Октябрь» прошла премьера фильма «Тарас Бульба». Экранизацию повести великого писателя осуществил Владимир Бортко. Главного героя сыграл Богдан Ступка. его сыновей Остапа и Андрия — Владимир Вдовиченков и Игорь Петренко. На следующий день фильм вышел в прокат. В декабре 2014 года украинские власти запретили его к показу в стране.
В этот день ушли из жизни:
1939 — Антон Макаренко (род. 1888), педагог-новатор, создавший трудовую колонию для несовершеннолетних правонарушителей, а позже руководивший детской коммуной им Ф. Дзержинского в Харькове, в которой воспитывались беспризорные дети. Широкую известность Макаренко приобрел после выхода книги «Педагогическая поэма», в которой в художественной форме описал жизнь своих воспитанников в коммуне
1981 — Агния Барто (род. 1906), русская советская писательница, автор стихотворных произведений для детей.
1991 — Рина Зелёная /Екатерина Васильевна Зелёная/ (род. 1901), советская актриса эстрады, театра и кино, народная артистка РСФСР.
1992 — Константин Сергеев (род. 1910), артист балета, балетмейстер, педагог. Народный артист СССР, премьер Ленинградского театра оперы и балета им. Кирова, он был партнером Галины Улановой и Натальи Дудинской, ставшей его женой. Многие годы он был главным балетмейстером театра, но был уволен с этого поста в 1970 году, когда на Западе осталась прима-балерина театра Наталия Макарова.
В этот день родились:
1809 — Николай Гоголь (ум. 1852), выдающийся русский и украинский писатель.
Гоголь явился в Санкт–Петербург в конце 1828 года, первые произведения публиковал без подписи, поэму «Ганц Кюхельгартен» выпустил под псевдонимом В. Алов, через два с половиной года познакомился с Александром Пушкиным и уже под своим именем напечатал первую часть «Вечеров на хуторе близ Диканьки», которым поэт дал положительную оценку: «Вот настоящая веселость, искренняя, непринужденная, без жеманства, без чопорности. А местами какая поэзия!.. Все это так необыкновенно в нашей нынешней литературе, что я доселе не образумился…» Каков же был багаж 22–летнего молодого автора, заслужившего столь лестный отзыв?
Гоголь учился в Полтавском поветовом (уездном) училище и Нежинской гимназии высших наук, основанной в память канцлера Российской империи князя Александра Безбородко на пожертвования его брата графа Ильи Безбородко. Поступая в гимназию, отличился только по закону Божьему. Ученье его не захватывало, мальчик был нерадив, рассеян, скрытен. За плохие отметки и провинности его не раз сажали на хлеб и воду, однажды решили высечь (была и такая воспитательная мера), так он притворился помешанным и две недели пролежал в больнице, обманывая врачей. Гоголь не любил математики, плохо знал языки, не отличался и в русском правописании. Первый биограф писателя Пантелеймон Кулиш утверждал: «Ученические письма Гоголя отличаются отсутствием всяких правил орфографии, что обнаруживает поверхность полученного поэтом в детстве воспитания… Чтоб сделать их более ясными, я расставил как следует знаки препинания, обратил прописные буквы, на которые он был тогда очень щедр, в строчные и поправил неправильные окончания в прилагаемых именах».
Уйти от школьной рутины помогали литература и художественное творчество. Мать рассказывала, что ее сын, «страстный поклонник всего высокого и изящного, тщательно переписывал для себя на самой лучшей бумаге, с рисунками собственного изобретения, выходившие в то время в свет поэмы «Цыгане», «Полтава», «Братья-разбойники» и главы «Евгения Онегина». О собственных первых пробах Гоголь говорил, что «первые упражнения в сочинениях, к которым я получил навык в последнее время пребывания моего в школе, были почти все в лирическом и серьезном роде. Ни я сам, ни сотоварищи мои, упражнявшиеся также вместе со мной в сочинениях, не думали, что мне придется быть писателем комическим и сатирическим…». Про свои планы он писал: «Мысль о писателе мне никогда не всходила на ум, хотя мне всегда казалось, что я сделаюсь человеком известным, что меня ожидает просторный круг действий и что я сделаю что–то для общего добра». Годы, проведенные в гимназии, он считал потраченными даром: «Я осиротел и сделался чужим в пустом Нежине. Я иноземец, забредший на чужбину».
Переезд в столицу быстро погасил радужные надежды: «Петербург мне показался вовсе не таким, как я думал. Я его воображал гораздо красивее, великолепнее, и слухи, которые распускали другие о нем, также лживы… Жизнь в столице очень дорогая, приходится жить как в пустыне». Поэма «Ганц Кюхельгартен» удостоилась у критики отзыва: «Свет ничего бы не потерял, когда сия первая попытка юного таланта залежалась бы под спудом». Гоголь тогда впервые сжег свое произведение и никогда не признавался в его авторстве. К счастью для него в тот период не удалась первая попытка встретиться с Пушкиным, когда слуга не пустил Гоголя к отдыхавшему поэту и на вопрос: «Верно, всю ночь работал?» ответил: «Как же, работал, — в картишки играл».
Тогда в жизни Гоголя произошел перелом: оставив поэтические экзерсисы, он обратился к сценам малороссийской жизни. «Вечера на хуторе близ Диканьки» ввели его в круг русских литераторов. Пушкин после знакомства с их автором поддерживал его, подарил Гоголю сюжеты «Ревизора» и «Мертвых душ». Россия смеялась, страдала, сопереживала вместе с героями Гоголя, что позволило потом современникам сказать: «Все мы вышли из гоголевской «Шинели».
1840 — Илларион Прянишников (ум. 1894), русский художник-передвижник.
1868 — Надежда Забела /по мужу — Врубель/ (ум. 1913), певица (лирико-колоратурное сопрано). Супруга художника М. А. Врубеля. Выступала на сцене Московской частной оперы С. И. Мамонтова (1897—1902) и Мариинского театра (1904—11).
1868 — Эдмон Ростан (ум. 1918), французский поэт, драматург, юрист, член Французской академии, автор пьес «Сирано де Бержерак», «Орлёнок».
1873 — Сергей Рахманинов (ум. 1943), русский композитор, пианист и дирижёр.
1879 — Илья Шатров (ум. 1952), русский военный музыкант, капельмейстер и композитор, автор вальса «На сопках Маньчжурии».
1883 —Лон Чейни (ум. 1930), американский киноактер, прозванный «человеком с тысячью лиц».
Его родители были глухонемыми, поэтому мальчик с детства освоил язык мимики и жестов и обладал замечательным даром чувствовать боль отверженных людей. После краткого театрального периода в 1912 году он появился в Голливуде и стал играть злодеев в вестернах и экзотических героев. Его считают первым великим актером фильмов ужасов. Самыми знаменитыми ролями Чейни стали Квазимодо в фильме «Горбун собора Парижской богоматери» и Эрик в «Призраке оперы». Великолепное владение искусством пантомимы и грима сделало его звездой немого кино, а когда пришло время звука, оказалось, что он отлично владеет и голосом, но ранняя смерть из-за тяжелой болезни прервала его творческий путь.
1899 — Рубен Симонов (ум. 1968), актёр, главный режиссёр Театра им. Вахтангова с 1939 года.
1905 — Олег Жаков (ум. 1988), актёр («Мы из Кронштадта», «Семеро смелых»).
1922 — Сергей Алексеев (ум. 2008), писатель, автор рассказов и повестей для детей
1934 — Владимир Познер, радио- и тележурналист.
1965 — Ольга Дроздова, актриса театра и кино («Остановка по требованию», «Попса», «Бандитский Петербург»). Жена актера Дмитрия Певцова.
1966 — Александр Сладков, российский военный журналист, специальный корреспондент студии общественно-политических программ ВГТРК.
1971 — Святослав Ещенко, юморист, актёр театра и кино.
1983 — Сергей Лазарев, актёр театра и певец.