3 июня: день в истории культуры и искусства
Значимые события этого дня:
1918 — Совнарком издал декрет «О национализации Третьяковской галереи».
В этот день ушли из жизни:
1826 — Николай Карамзин (род. 1766), русский писатель, поэт и историк, создатель «Истории государства Российского».
Своему главному труду один из реформаторов русского языка, введший в него букву «Ё» и такие слова, как «промышленность», «сцена», «катастрофа», «влюбленность», «достопримечательность», «подозрительность», «человечный», посвятил 22 с половиной года. Завершив к 1816 году работу над первыми 8 томами, Карамзин почти два года потратил на хлопоты об их издании. Он даже не поехал в Москву на празднование пятилетия победы над Наполеоном, когда должны были заложить храм Христа Спасителя и открыть памятник руководителям народного ополчения 1612 года Козьме Минину и Дмитрию Пожарскому. Первый тираж разошелся в течение месяца, юный Александр Пушкин тогда произнес: «История государства Российского» есть не только создание великого писателя, но и подвиг честного человека». А граф Федор Толстой, известный по прозвищу Американец, говорил, «что только от чтения Карамзина узнал он, какое значение имеет слово «Отечество», и получил сознание, что у него Отечество есть». Карамзин успел увидеть вышедшими из печати еще три тома, последний, 12–й, был напечатан уже после его смерти.
Удостоенный звания академика, пожалованный генеральским чином действительного статского советника, Карамзин дожил до восстания декабристов, он лично присутствовал и на Сенатской площади, и во дворце. Когда пришла весть о смерти Александра I, сменивший брата Николай I поручил Карамзину написать манифест освоем восшествии на престол, но забраковал текст со словами «истинное просвещение ума», «плоды трудолюбия и деятельности полезной», «мирная свобода жизни гражданской», «правосудие неослабное с милосердием человеколюбия». Вместо них в новом варианте Михаила Сперанского остались только туманные «благие намерения Наши». Восставшие сочувствия у историографа не вызвали: «Провидение омрачило умы людей буйных, и они в порыве своего безумия решились на предприятие столь же пагубное, сколько и несбыточное: отдать государство власти неизвестной, злодейски свергнув законную», а те в казематах Петропавловской крепости читали его «Историю…».
Карамзин весь последний год чувствовал себя неважно, а треволнения декабря особенно сказались на его здоровье. Подхваченная на Сенатской площади простуда перешла в воспаление легких. Врачи рекомендовали сменить ему климат, но денег на заграничную поездку не было. Он обратился к новому императору с просьбой назначить на освобождавшуюся должность русского резидента во Флоренции. Царь ответил, что «Российскому Историографу не нужно подобного предлога, дабы иметь способ там жить свободно и заниматься своим делом, которое, без лести, кажется, стоит дипломатической корреспонденции…» Для проезда морем был снаряжен специальный фрегат, отъезд назначен на июнь, Карамзину определен пенсион в 50 000 рублей, но через 9 дней человека, сказавшего, что «мыслить, мечтать можем в Германии, Франции, Италии, а дело делать единственно в России», не стало...
Среди русских либералов Карамзин считался человеком консервативных взглядов. Он подвергал резкой критике проект преобразований, а также доказывал, что необходимо сохранить самодержавие в России на вечные времена. Вместо реформ Николай Михайлович предлагал подыскать 50 толковых губернаторов и достойных священников, которые поддерживали бы народную нравственность.
С точки зрения Карамзина, все недостатки в государстве были связаны не с пороками системы, а с отрицательными качествами отдельных людей — губернаторов, чиновников и пр. Он искренне считал, что на все посты нужно назначить «хороших, честных людей», и тогда все проблемы России будут решены. Особую роль историк отводил императорской власти, заявляя, что любая попытка ограничить ее может привести к бунту и анархии.
1875 — Жорж Бизе (род. 1838), французский композитор («Искатели жемчуга», «Кармен», «Джамиле»).
1899 — Иоганн Штраус (сын) (род. 1825), австрийский композитор, дирижёр и скрипач, король вальса («Сказки Венского леса», «Летучая мышь», «Цыганский барон»). Штраус-сын во всем превзошел своего отца, который также писал музыку и которого также звали Иоганном.
1924 — Франц Кафка (род. 1883), чешский немецкоязычный писатель, философ.
Умирая, писатель попросил своего друга Макса Брода уничтожить все свои неопубликованные произведения, включая романы «Процесс», «Замок» и «Америка». Если бы друг выполнил его просьбу, никто сегодня и не знал бы имени писателя.
1945 — Викентий Вересаев (род. 1867), русский советский писатель.
1973 — Борис Петров (род. 1903), кинооператор. Среди его знаковых работ — фильмы «Цирк», «Волга-Волга», «Миклухо-Маклай».
2004 — Суламифь Мессерер (род. 1908), балерина, педагог, балетмейстер.
Сестра Асафа Мессерера четверть века танцевала на сцене Большого театра, была награждена Сталинской премией, а в 1962 году ей было присвоено звание народной артистки РСФСР. В 1927—30 она была рекордсменкой СССР в плавании на 100 м вольным стилем, но удивляют не разносторонность и талант этой женщины, а ее мужество. Когда была арестована ее сестра Рахиль, а еще ранее арестован и расстрелян муж сестры Михаил Плисецкий, Суламифь взяла к себе их дочь Майю, а потом сумела добиться освобождения сестры. Суламифи Мессерер во многом обязан своим становлением японский балет. Ее работа с ним в 60-е годы была отмечена в Стране Восходящего Солнца орденом Священного Сокровища, а Великобритания, в которой она жила и давала уроки мастерства с 1980, наградила Орденом Британской империи.
В этот день родились:
1843 — Климент Тимирязев (ум. 1920), естествоиспытатель.
Один из первых ученых с мировым именем, поддержавших советскую власть, Тимирязев стал прототипом профессора Полежаева, героя фильма «Депутат Балтики». Его именем были названы сельскохозяйственная академия, станция Московского метрополитена, во многих городах были установлены памятники ученому.
Писатели Ильф и Петров не прошли мимо этого явления: «...Он очутился в освежающей тени конной статуи Тимирязева. Великий агроном и профессор ботаники скакал на чугунном коне, простерши вперед правую руку с зажатым в ней корнеплодом. Четырехугольная с кистью шапочка доктора Оксфордского университета косо и лихо сидела на почтенной голове ученого. Многопудовая мантия падала с плеч крупными складками. Конь, мощно стянутый поводьями, дирижировал занесенными в самое небо копытами. Великий ученый, рыцарь мирного труда, сжимал круглые бока своего коня ногами, обутыми в гвардейские кавалерийские сапоги со шпорами, звездочки которых напоминали штампованную для супа морковь...»
1906 — Сергей Герасимов (ум. 1985), советский кинорежиссёр, сценарист, киноактёр и педагог, народный артист СССР, Герой Социалистического Труда, лауреат Ленинской и трех Сталинских премий.
Его родина — уральское село Кундравы неподалеку от Чебаркуля. До 13 лет живший у озера на заимке, ходивший в школу и реальное училище в Екатеринбурге, потом оказавшийся в Красноярске, где в 14 лет начал работать и одно время был единственным кормильцем в семье, он в 17 лет приехал в Петроград и поступил в художественное училище. Вскоре поняв бесплодность своих намерений стать художником, он оказался в мастерской ФЭКС (Фабрика эксцентричеcкого актера). Здесь всем заправляли 2 «мэтра» — 21-летний Леонид Трауберг и 18-летний Григорий Козинцев. Последний сразу ошеломил новобранца, заявив, что они собираются ставить «Гамлета» и Герасимов подойдет на роль главного героя, если сумеет понять и принять принципы их мастерской в искусстве.
Девиз для мастерской взяли у Марка Твена: «Лучше быть молодым щенком, чем старой райской птицей». Целью ФЭКС было уничтожение всех ранее существовавших форм театрального искусства. Для этого собрали огромный арсенал трещоток и свистков, чтобы устраивать обструкции в академических театрах. После нескольких таких хулиганских выходок в Александринке «мэтры» резко свернули в сторону кино, забыв на время о «Гамлете».
Когда же Герасимов сыграл у Трауберга с Козинцевым свои первые роли в кино и с их благословения испытал себя на режиссерском поприще, они же предложили ему как опытному кинематографисту возглавить мастерскую при «Ленфильме». Так в 25 лет Герасимов набрал своих первых студентов. Встреча с писателем Юрием Германом и комсомольцем-полярником Костей Званцевым, бывшим учеником ФЭКС, помогла найти сюжет первой звуковой картины Герасимова «Семеро смелых». Все исполнители, кроме двоих, были его учениками. Петр Алейников пришел к нему 16-летним, Тамара Макарова — в 17 лет, а через год стала женой режиссера. После фильма они стали звездами советского кино.
Герасимов оказался среди тех, кто ставил Парад Победы в 1945 году. А сколько новых имен открыл Герасимов, когда поставил после войны фильм «Молодая гвардия»: Сергей Бондарчук, Сергей Гурзо, Вячеслав Тихонов, Евгений Моргунов, Георгий Юматов, Инна Макарова, Нонна Мордюкова, Клара Лучко. Постановка «Тихого Дона» открыла миру киноискусства имена Элины Быстрицкой, Зинаиды Кириенко, Людмилы Хитяевой. Среди его учеников также актеры Николай Рыбников, Сергей Никоненко, Людмила Гурченко, Жанна Болотова, Галина Польских, Наталия Белохвостикова, кинорежиссеры Лев Кулиджанов, Кира Муратова, Татьяна Лиознова, и этот перечень далеко не полон. Сам же мастер к концу жизни говорил: «К сожалению, не могу уже подать кому-либо плохой пример, но всегда в состоянии, тем не менее, дать хороший совет».
1907 — Антонио Спадавеккиа (ум. 1988), композитор. Автор оперы «Овод», музыки к кинофильму «Золушка».
1918 — Ирина Масленникова (ум. 2013), оперная певица (сопрано), солистка Большого театра, профессор Московской консерватории, народная артистка СССР. Жена советского оперного мэтра Сергея Лемешева.
1925 — Анатолий Эфрос (ум. 1987), театральный режиссёр, заслуженный деятель РСФСР.
1928 — Константин Степанков (ум. 2004), украинский актёр («Дума о Ковпаке», «Будни уголовного розыска», «Пароль знали двое»).
1938 — Всеволод Шиловский, российский актёр и режиссёр, народный артист РСФСР.
1964 — Алексей Серебряков, актер театра и кино («Штрафбат», «Перегон»).
1977 — Петр Красилов, актер театра и кино.
При подготовке публикации использованы материалы ресурса http://www.citycat.ru/historycentre/