6 октября: день в истории культуры и искусства
Значимые события этого дня:
356 г. до н.э. — сожжение храма Артемиды в греческом городе Эфес в Малой Азии (ныне это турецкая территория) совпало с днем рождения великого завоевателя и полководца античного (т. е. древнего) мира — Александра Македонского.
Его отец, царь Македонии Филипп II, тогда воевал на севере. В те дни гонцы сообщили царю, что одна из его лошадей победила в скачках на Олимпийских играх, одно из местных племен сдалось его полководцам, дома родился его третий сын, а вдали от него в огне пожара было разрушено одно из семи чудес света — храм Артемиды Эфесской. Вся слава младенца, своими деяниями далеко превзошедшего отца, впереди, до ее начала еще 20 лет, пока не убьют Филиппа и сын не сменит отца, а вот весть о пожаре потрясла весь Древний мир.
Храм был сооружен в честь богини Артемиды, сестры–близнеца бога света Аполлона. Ее считали богиней охоты, плодородия, дающей счастье в браке и помогающей при родах, олицетворением Луны. На этом месте и прежде существовали храмовые святилища, а средства на гигантское строение пожертвовал оставшийся в истории как обладатель несметных сокровищ лидийский царь Крёз. Его имя даже вошло в поговорку — богат, как Крез. Прошло более двух веков с начала возведения храма, строительство шло почти век, пока во всей красе не предстало величественное сооружение из белого мрамора размером 52 на 105 м. Его крышу подпирали 127 18–метровых колонн, установленных в 8 рядов, а статуя богини была выполнена из золота и слоновой кости.
Жители Эфеса приговорили поджигателя к смерти и постановили никогда не упоминать его имени. Сохранил его для потомков историк Феопамп, рассказавший, что Герострат решил таким образом прославиться на века. С той поры выражение «снискать геростратову славу» стало означать сомнительную известность, достигнутую варварским уничтожением культурных или природных ценностей.
Восстановил храм не кто иной, как Александр Македонский, но до завершения всех работ он не дожил. Новый храм простоял пять с половиной веков, пока не был разграблен готами. С установлением христианства он был закрыт как место поклонения языческим божествам, мрамор стали растаскивать, пока не рухнули последние колонны, а обломки не засосало болото. Только полтора века назад было найдено место расположения храма, в XX веке добрались до его фундамента, а под ним обнаружили следы пожарища. Сегодня о былом чуде света напоминают его руины и воссозданная из обломков колонна.
1889 — Томас Эдисон показывает свой первый фильм.
1917 — в «Литературном дайджесте» музыка, «вызывающая у людей желание трястись, прыгать и корчиться» названа «джаз»
1920 — в Кремле встретились английский писатель-фантаст Герберт Уэллс и Владимир Ленин. По возвращении на родину писатель издал книгу «Россия во мгле», в которой назвал своего собеседника «кремлевским мечтателем»
1927 — в Нью-Йорке прошла премьера первого звукового фильма («Певец джаза»).
1943 — на экраны СССР вышел фильм режиссера Леонида Лукова «Два бойца».
Сценарий картины был написан Евгением Габриловичем по повести Льва Славина «Мои земляки». Главных героев — Сашу и Аркадия — сыграли Борис Андреев и Марк Бернес. Герой Андреева в фильме произнес сразу же ставшей крылатой фразу «Помирать, так с музыкой!», а Бернес исполнил две до сих пор необыкновенно популярные песни композитора Никиты Богословского на стихи Владимира Агатова «Шаланды, полные кефали» и «Темная ночь».
С последней песней было связано очень дорогое для композитора воспоминание: «Первую пробную пластинку забраковал ОТК завода. Чуткое ухо контролера уловило посторонние шумы. Оказалось, что девушка, готовившая лаковый диск, на который проводилась запись, при исполнении песни плакала и именно эти слезы оставили свой след... Тогда у каждого на фронте был близкий человек, для которого слова песни застревали буквально в сердце».
В этот день ушли из жизни:
1873 — Фёдор Васильев (род. 1850), русский живописец-пейзажист.
1891 — Ирина Кони (род. 1815), актриса и прозаик, мать юриста Анатолия Кони.
1952 — Надежда Тэффи /наст. имя — Надежда Александровна Лохвицкая/ (род. 1872), русская писательница.
Отец Надежды Александровны был профессором, преподавал криминалистику. С момента основания журнала «Сатирикон» в 1908 году была его постоянной сотрудницей, а в 1913-18 гг. работала в «Новом сатириконе». Обоими журналами руководил Аркадий Аверченко. С 1919 года Тэффи оказалась на чужбине и прожила там до конца жизни. Первая книжка писательницы вышла в 1910 году, а всего она опубликовала около 30 книг. Ее имя было настолько популярно, что были даже выпущены духи «Тэффи».
Историю рождения своего псевдонима Надежда Александровна описала так:
«Происхождение этого дикого имени относится к первым шагам моей литературной деятельности. Я тогда только напечатала два-три стихотворения, подписанные моим настоящим именем, и написала одноактную пьеску, а как надо поступить, чтобы эта пьеска попала на сцену, я совершенно не знала. Все кругом говорили, что это абсолютно невозможно, что нужно иметь связи в театральном мире и нужно иметь крупное литературное имя, иначе пьеску не только не поставят, но никогда и не прочтут...
Вот тут я и призадумалась.
Прятаться за мужской псевдоним не хотелось. Малодушно и трусливо. Лучше выбрать что-нибудь непонятное, ни то ни се.
Но что?
Нужно такое имя, которое принесло бы счастье. Лучше всего имя какого-нибудь дурака — дураки всегда счастливы.
За дураками, конечно, дело не стало. Я их знавала в большом количестве. Но уж если выбирать, то что-нибудь отменное. И тут вспомнился мне одни дурак, действительно отменный, и вдобавок такой, которому везло, значит самой судьбой за идеального дурака признанный.
Звали его Степан, а домашние называли его Стеффи. Отбросив из деликатности первую букву (чтобы дурак не зазнался), я решила подписать пьеску свою «Тэффи» и, будь что будет, послала ее прямо в дирекцию Суворинского театра».
Через два месяца пьесу принял к постановке Малый театр. Премьера прошла с успехом (играла в ней Яблочкина). Публика требовала автора.
На следующий день Тэффи давала первое интервью. Журналист спросил ее:
— А что означает ваш псевдоним?
— Это... имя одного дур... то есть так, фамилия.
— А мне сказали, что это из Киплинга.
И действительно, у него встречалось такое имя:
Taffy was a Walesman,
Taffy was a thief...
— Ну да, конечно, из Киплинга!
В газетах появился портрет писательницы с подписью «Taffy». Так и осталось.
1953 — Вера Мухина (род. 1889), скульптор, автор скульптуры «Рабочий и колхозница».
1991 — Игорь Тальков (род. 1956), российский музыкант, певец и актер. Убит при невыясненных обстоятельствах на концерте в Санкт-Петербурге.
Впервые стал известен широкой публике после выступления в 1987 году на фестивале «Песня года» с композицией «Чистые пруды». После этого, чтобы поделиться с аудиторией собственными песнями, многие из которых по музыкальному стилю и тексту отличались от произведений, исполнявшихся им раньше[3], Тальков создаёт группу «Спасательный круг» и вскоре едет с нею на гастроли с программой, состоявшей из двух частей: песни гражданского содержания и лирика. К 1989 году Тальковым было написано более двухсот песен. Творчество Талькова трудно отнести к какому-либо определённому жанру; оно находится примерно на стыке поп-музыки, рок-музыки и авторской песни
5 марта 1993 года по инициативе почитателей таланта Талькова и при поддержке его семьи и близких при Международном славянском культурном центре в Москве был создан музей Игоря Талькова. Адрес музея: г. Москва, Черниговский переулок 9/13 (м. Новокузнецкая или м. Третьяковская). Музей расположен на территории Международного Фонда славянской письменности и культуры в палате XVII века.
Основу экспозиции составляют фотографии, документы, рукописи и личные вещи музыканта. В день открытия музея Татьяна Талькова передала музею вещи Игоря: мундир офицера русской армии с георгиевскими крестами, в котором он выступал во время первой, социально-политической части своего музыкального спектакля «Суд» (где он судил всех вождей Советского союза), а также концертную куртку, сапоги и брюки, в которых он был в момент убийства. На одной из стен висит деревянный крест, который стоял на могиле Игоря до установки памятника. В музее находятся баян, на котором Игорь учился играть в детской музыкальной школе, и аккордеон, на котором была исполнена песня «Чистые пруды» во время выступления на «Песне-87». Ещё один экспонат — гитара, с которой он принял участие в конкурсе «Ступень к Парнасу» в 1989 году с песней «Родина моя». Среди других экспонатов — рукописи стихов, записи дневникового характера, письма к матери из армии и гастрольных поездок, дипломы лауреата Международного музыкального конкурса «Ступень к Парнасу» (1989) и конкурсов «Песня года» (1989—1991), трудовая книжка, афиши и программки, билет на роковой концерт, пластинки разных лет с авторскими дарственными надписями родным и близким, книги, сборники стихов и публикации в прессе. В музее можно увидеть редкие концертные записи, кадры из фильма «Царь Иван Грозный (Князь Серебряный)», фрагменты из книги «Монолог» и интервью разных лет.
В Санкт-Петербурге на дворце спорта «Юбилейный» в 1992 году была установлена мемориальная доска с надписью «Вечная память погибшему за Россию поэту, певцу и композитору Игорю Талькову от русского народа и русской партии». Каждый год 6 октября в 18 часов монахи Александро-Невской лавры служат здесь поминальную литию.
1997 — Евгений Халдей (род. 1916), легендарный донецкий фоторепортер, прославившийся своими снимками времен Великой Отечественной войны, особенно из поверженного Берлина («Знамя Победы над Рейхстагом»).
Евгений Халдей родился в Юзовке. Во время еврейского погрома 13 марта 1918 года были убиты его мать и дед, а сам годовалый ребёнок получил пулевое ранение в грудь. Учился в хедере, с 13 лет начал работать на заводе. Первый снимок сделал в 13 лет самодельным фотоаппаратом. С 16 лет начал работать фотокорреспондентом. С 1939 года он корреспондент «Фотохроники ТАСС». Снимал Днепрострой, репортажи об Алексее Стаханове. Представлял редакцию ТАСС на военно-морском фронте во время Великой Отечественной Войны. Все 1418 дней войны он прошёл с камерой «Leica» от Мурманска до Берлина. Снял Парижское совещание министров иностранных дел, поражение японцев на Дальнем Востоке, конференцию глав союзных держав в Потсдаме, водружение флага над Рейхстагом, подписание акта капитуляции Германии.
На Нюрнбергском процессе одними из вещественных доказательств были фотографии Евгения Ананьевича. Участвовал в освобождении Севастополя, штурме Новороссийска, Керчи, освобождении Румынии, Болгарии, Югославии, Австрии, Венгрии. Участник съемок Потсдамской конференции, Парижской конференции и Нюрнбергского процесса. В 1948 году уволен из ТАСС по обвинению в недостаточном образовательном уровне и недостаточной политической грамотности. После смерти Сталина вновь получил доступ на газетные страницы. После войны создал галерею образов фронтовиков в мирном труде.
В 1995 году в Перпиньяне (Франция) на Международном фестивале фотожурналистики Евгению Халдею была присуждена самая почётная награда в мире искусства — титул «Рыцарь ордена искусств и литературы».
1998 — Ролан Быков (род. 1929), советский и российский актёр, режиссёр, сценарист, народный артист СССР, создатель Фонда детского и юношеского кино (ныне Международный фонд развития кино и телевидения для детей и юношества), народный артист СССР (1990). Бармалей в «Айболите-66», Ефим Мазанник в «Комиссаре», Кот Базилио в «Приключениях Буратино», Савушкин в «Мертвом сезоне», Логопед в картине по «По семейным обстоятельствам» — малая толика сыгранных им ролей, а из режиссерских работ наибольший резонанс вызвал фильм «Чучело».
В этот день родились:
1876 — Ян Булгак (ум. 1950), белорусский и польский мастер художественной краеведческой фотографии, этнограф, фольклорист.
1881 — Иван Кочерга (ум. 1952), украинский драматург («Ярослав Мудрый», «Часовщик и курица»).
1940 — Юозас Будрайтис, литовский актёр театра и кино, народный артист Литовской ССР («Никто не хотел умирать», «Щит и меч»).
1946 — Екатерина Градова, актриса театра и кино. Первая супруга актера Андрея Миронова и мать актрисы Марии Мироновой. Служила в Театре сатиры, а самая известная роль в кино — радистка Кэт в «Семнадцати мгновениях весны».
При подготовке публикации использованы материалы сайта http://www.citycat.ru/historycentre/