Участники пресс-конференции «Донбасс – форпост Русского мира»: Донбасс неизбежно станет одной из основ российской государственности
27 ноября в Донецке состоялась совместная пресс-конференция Главы Донецкой Народной Республики Александра Захарченко, писателя Захара Прилепина, рок-музыкантов Алексея Поддубного и Александра Ф.Скляра, давшего накануне сольный концерт на сцене Центра славянской культуры.
В ходе общения с журналистами спикеры ответили на широкий ряд вопросов, объединенных темой «Донбасс - форпост Русского мира». В частности, говорили о визитах в Донбасс деятелей культуры из России и Европы, о творческих планах, о настоящем и будущем Донецкой Народной Республики.
Предлагаем вашему вниманию полный текст ответов участников пресс-конференции на вопросы журналистов.
Захар Прилепин: - Последние два года у всех вас на глазах формировалась часть элитарной самозваной публики, которая приватизировала само понятие русской культуры и утверждает, что русская культура никогда бы не поддержала освободительную войну на Донбассе. Это – колоссальный обман и тотальная ложь. Убежден, что если если бы в наши дни жили Александр Пушкин, Федор Достоевский, Лев Толстой, который после двух войн стал пацифистом, Есенин, Булгаков, Гумилев – все эти люди, именами которых клянутся наши самозванные творческие элиты, – совершенно очевидно, что все эти поэты и писатели были бы на стороне Донбасса, на стороне Крыма, на стороне нашей общей беды, радости и войны. Я абсолютно убежден, и здесь я говорю уже не о себе, а об Алексее Поддубном, Александре Скляре и всех тех людях, которые сюда приезжают, здесь поют, выступают, что они и есть наследники русской культуры по прямой линии. Именно они – наследники Пушкина, Блока и Достоевского, а вот те люди, которые любят выступать в зоне АТО, – это банда самозванцев. Я не знаю, будет ли им стыдно когда-нибудь за то, что они делали и делают, но, конечно, это неизбежно скажется «на карме». Я искренне убежден, что нас ждет большая победа, и им придется еще жить в этой стране и видеть результаты нашей радости. Я, конечно, позлорадствую в этот момент с огромным удовольствием. Я не скажу, что это грустно – потому что правым быть никогда не грустно. Великое счастье быть причастным к делу Донбасса, великое счастье – потому, что я чувствую за спиной спецназ русской литературы, спецназ русской культуры, они с нами и они на нас надеются.
Джанго: - Спасибо Захару за слова о том, что мы являемся наследниками великой русской культуры. Для меня большая честь быть к этому причастным. На мой взгляд, вехами русской культуры являются сострадание и великодушие. И та несправедливость, которая творится украинскими националистами, – обстрелы города, гибель совершенно невинных людей, детей – убежден, что русская культура всем сердцем протестует против этого. Поэтому для меня великое счастье, что я хоть что-то могу в этом смысле сделать.
Один из важных моментов здесь – это наше русское слово. Поскольку я начал писать в достаточно немолодом для поэта возрасте, лет в 30, а до этого занимался английским языком и чисто формальными музыкальными вещами, для меня русский язык открылся как откровение, некое знание, некое сверхъестественное чувство, которое несет в себе информацию и печать чего-то божественного, того, что выше нас. Великая правда, которая дана нам свыше, – это любовь. Я считаю, что благодаря этой объединяющей любви все встанет на свои места, справедливость восторжествует, Русский мир будет огромным – он и так огромен, и будет основан на любви. Это мы и стараемся делать.
Александр Скляр:- Как православный русский человек я не мог с самого начала не поддержать справедливую борьбу Донбасса за идеалы добра и справедливости, за наш великий Русский мир. Я это сделал с самого начала, когда сочинил по зову сердца песню «Миллионы» с подзаголовком «Когда война на пороге…». Написал я эту песню, когда приехал в 2014 году в Луганск. Для меня это было совершенно естественное продолжение моей линии – приезд сюда. В Донецк я приехал в первый раз. Приятно, что я получил приглашение непосредственно от Главы ДНР, и я себя ощущаю частью нашей великой русской культуры. Мне очень приятно и дорого, что я не один в этом смысле среди музыкантов. Сюда приезжали Иосиф Кобзон, Светлана Безродная со своим «Вивальди оркестром», совсем недавно у вас гостил с концертом Николай Луганский, который завершил Год Прокофьева в Донецке. Мне очень давно хотелось приехать сюда с концертом, в этот раз я приехал не с полным составом группы «Ва-банкЪ», но со своим другом, коллегой, товарищем и братом Александром Белоносовым. Вчера мы имели возможность выступить в Центре славянской культуры и постарались исполнить широкую программу с акцентом именно на наше авторское творчество. И второе, чему я очень рад, – сегодня я смог увидеть своими глазами вместе с Александром Владимировичем Донецк, в котором я был лишь проездом много-много лет назад, но никогда здесь не выступал. Я сумел побывать на передовой, там, где непосредственно та самая война, о которой я пою в песне «Миллионы». Я увидел русских солдат, я побывал на очень мощном мемориале защитникам и освободителям Донбасса во время Великой Отечественной войны (в парке Ленинского комсомола - ред.). Этот мемориал на меня произвел очень сильное впечатление…
Я не хочу говорить за все наше рок-н-ролльное сообщество, пусть оно отвечает само за себя, а я буду говорить только за себя. Я, безусловно, верю в победу Донбасса – в этом у меня нет абсолютно никакого сомнения. Я считаю, что это – часть нашего Русского мира, и она была, есть и будет этой частью. Победа Донбасса предопределена не только здесь, но и свыше от Создателя.
- Вопрос к музыкантам: вы не хотели бы здесь сыграть все вместе? Дать большой концерт или провести рок-фестиваль?
Захар Прилепин: - Скажу, что я еще и телеведущий на канале «Рен-ТВ», где у меня есть своя программа «Соль» и туда ходит в гости весь первый, основной ряд российской рок музыки. Практически 90% из них в частных разговорах в курилке-гримерке говорят: «мы за наших», «мы могли бы приехать». Но далеко не все решаются. Мы знаем, что сюда ездят Вадим Самойлов, Юлия Чичерина, группа «7-Б», Вадим Степанцов.... Тем не менее, у меня на программе Владимир Шахрин из группы «ЧайФ» произнес, что конечно, он ватник, колорад и всегда будет «за своих». Сергей Галанин аккуратно высказывался на эти темы, и так далее. С теми музыкантами, которые приходили ко мне на программу, мы обсуждали в гримерке возможность проведения здесь большого фестиваля, но это очень сложно с организационной точки зрения. Сложно совместить графики всех этих людей, потом, это реально большие затраты. Может быть, мы будем небольшими частями, по две-три команды привозить, а вот большой фестиваль – слишком масштабная задача. Сегодня мы с Сашей Скляром договорились, что есть ряд музыкантов, у которых песни на тему Донбасса или которые так воспринимаются – это и песня Александра «Миллионы», песня группы «7-Б» «Война», у Чичериной как минимум две песни, у рэп-музыкантов… И мы сделаем диск песен под условным названием «За Донбасс», диск тех людей, которые не стесняются об этом говорить и петь, привезем его сюда и будем по какой-то бросовой цене продавать, чтобы он везде лежал и все могли воочию видеть ту самую русскую культуру, которую мы здесь обсуждаем. Я с музыкантами тоже с удовольствием сюда приеду – я и так тут живу практически.
Александр Скляр: - Со своей стороны хочу добавить, что мы вчера выступали в Центре славянской культуры, я сам видел этот зал, в котором мы играли, и видел аппаратуру, которая там стационарно установлена. И хочу сказать, что этой аппаратурой можно озвучить абсолютно любую рок-группу. Поэтому я по возвращении в Москву буду всячески предлагать и агитировать различных рок-музыкантов повторить наш маршрут и приехать сюда. Потому что правильно Захар говорит: приехать сюда большим составом, с одной стороны, – это довольно сложно чисто организационно. Потому что большой рок-фестиваль требует больших усилий и больших единовременных вложений – хотя бы для того, чтобы доставить музыкантов, их разместить, поставить фестивальный аппарат... Но я со своей стороны буду прилагать усилия, чтобы сюда могли приехать со своими сольными концертами все те рок-группы, которые считают возможным поддержать Донбасс и высказать свою позицию открыто и прямо.
- В российских СМИ пишут, что Донбасс стал форпостом русского мира, а в украинских СМИ – что Донбассу Русский мир принес только разруху и войну. Как вы считаете, неужели в истории Донбасса был какой-то фрагмент или промежуток времени, который позволил Украине считать, что мы отступимся от Русского мира и нас можно направить на путь евроинтеграции?
Александр Захарченко: - Вы знаете, в вашем вопросе содержится ответ: у нас с Украиной – разные системы координат. Для Русского мира мы – форпост, для Украины, в которой сейчас господствует идеология прозападной цивилизации, мы – форпост сепаратизма. Я даже больше скажу: Украина не понимает, что мы – тот якорь, который удерживает Украину от полной капитуляции и разрухи. Даже само по себе присутствие на карте мира Донецкой Народной Республики создает условия, в которых Украина пытается сплотиться и бороться. Пускай она сегодня борется с нами – это правда, она нас убивает, посылает своих солдат сюда, но внутри уже прорастают те ростки, которые в будущем будут бороться против той же Европы, против европейских ценностей, которые чужды Русскому миру. Вы можете вспомнить, чтобы в русском мире когда-нибудь было два папы или две мамы?.. Я тоже такого не помню. Украинцам это тоже чуждо, просто они этого еще не понимают. Люди, которые там сейчас находятся, запуганы, забиты, обмануты политиками, куплены печеньками Нуланд, но рано или поздно они проснутся. И когда они проснутся, снова будет то великое, благодаря чему мы вместе взяли Берлин, гоняли шведов и турок, и это все проснется. И вот лекарством от этого сна как раз является Донбасс. Поэтому я считаю, что мы – не только форпост, на самом деле мы и есть та передовая, та система координат, на которую все равняются. И как бы тяжело нам сейчас не приходилось, сколько бы мы не переживали тягостей и трудностей, рано или поздно они закончатся победой. Я свято верю, что мы свою победу отметим вместе, и неважно, где мы будем ее отмечать – в Варшаве или Берлине... Сейчас начался этот процесс. Русь может спать тысячелетия, но есть такая пословица: «Не будите русского медведя». Медведь уже проснулся и вылез из берлоги, он сказал: «На этом земном шаре есть 1/6 часть суши, которая принадлежит мне, и эта лапа должна лежать здесь». Всем остальным орлам и грифонам здесь делать нечего.
Кстати, можете поздравить Александра Скляра – у него сегодня первое боевое крещение. Он сегодня был на передовой и попал под обстрел. Сегодня у человека праздник…
- Расскажите подробнее, как это случилось.
Александр Захарченко: - Александр Скляр не совсем хорошо ориентируется, поэтому я за него расскажу. Мы выезжали на передовую, Александр сегодня раздавал свои диски ребятам, которые служат, которые находятся в окопах. Это район промзоны. Засекли кортеж, было применение стрелкового оружия. Подождали минут 30-40 и потом выскочили обратно. Мы – люди военные и для нас это в порядке вещей, а для Александра сегодня это было откровение, и, как он сегодня сказал, сегодня он видел те места и людей, о которых поет свои песни. На передовую мы поехали, чтобы ребята знали, что мы о них не забыли и думаем о них. Самое главное – глаза ребят, которые воюют, которые находятся в шаге от смерти. Видишь эти глаза и понимаешь, что не зря живешь. Я счастлив, что эти люди есть, и горжусь тем, что вырос вместе с ними.
- Захар, вы только что говорили, что общаетесь со многими музыкантами, которые в принципе расположены сюда приехать, но пока еще «не доехали». Что их сдерживает? Они опасаются каких-то санкций и потери части своей аудитории или они боятся ехать на войну?
Захар Прилепин: - Вы сами только что перечислили все эти пункты. Давайте будем отдавать себе отчет, что система шоу-бизнеса в России сформирована в 90-е годы и, по сути, идентична системе на Украине. Пока перезагрузка в полной мере еще не произошла и далеко не все в российском шоубизе – наши сторонники. Именно шоубиз решает, какие песни попадают в ротации на ведущие радиостанции. Допустим, после того, как Александр Скляр четко выступил с позицией поддержки Донбасса, ряд его песен в ротацию не попал. Из нового альбома – вообще ни одна, хотя есть все основания их включить. Но у него имя и вес настолько серьезные, что прежние его суперхиты не могут отменить. Музыканты же, которые пониже рангом, понимают, что у них будут такие же проблемы, и поэтому не решаются. Это касается и кино, и театра… Скажу грубо: люди набалованы баблом. Владимир Владимирович Путин построил великое государство – столько демократии, сколько есть в России, столько бреда, что могут вслух произносить, и такая малая ответственность за судьбу Родины – такая демократия, конечно же, меня несколько тяготит. Хотелось бы, чтобы немножко было построже.
Александр Скляр: - Я полностью согласен с Захаром. Я думаю, что у многих есть еще личная боязнь. Не то что «на войну», хотя, может быть, и это тоже. Я сейчас про рок-музыкантов говорю. Зачастую их рассуждения таковы: «время от времени у меня случаются концерты в Европе, в Америке – ну как посмотрит на это княгиня Марья Алексевна?..». Понимаете? А вдруг они отпадут в результате такой поездки? А вдруг какой-нибудь «заказник»? Многие же играют заказные концерты, и это абсолютно нормально. Несмотря на то, что Юрий Юлианович Шевчук нас всех, кто играет эти заказники, «поливал», но это нечестно. Действительно, мы иногда играем закрытые концерты, за которые хорошо платят. И не всегда это «западлянские» концерты. Иногда заказчики – совершенно нормальные люди, просто да, у них свой частный праздник, день рождения, корпоратив какой-то фирмы. И вот у музыкантов есть боязнь, что начнут меньше звать на эти корпоративы, или какой-нибудь олигарх смутится твоей ярко выраженной позицией по Донбассу. Это – довольно весомый аргумент для многих, кто так осторожничает в своей позиции. Он говорит, что «я, конечно, «за», но как до дела доходит, тут же находятся причины. Внешние причины, чтобы не ехать, можно найти всегда. Это и болезнь, и плотный концертно-гастрольный график, и сложная логистика… Всем известно: кто не хочет, ищет причины, кто хочет – просто берет и делает. Я думаю, что такие поездки важны и нужны. Такие поездки, как концерты Кобзона, «Вивальди-оркестра», Николая Луганского, наша сегодняшняя поездка – они нужны. Капля точит камень. Мы даем этот пример, показываем, что нужно приезжать.
У меня еще есть такое ощущение, что если ты православный человек, если ты русский – это просто твоя святая обязанность – хотя бы разочек сюда приехать. Потому, что здесь твоя публика, здесь – твои зрители. В конечном итоге, те самые, ради которых ты вообще выходишь на сцену. Мы же пишем не в стол, мы пишем для того, чтобы поделиться нашим творчеством. Все рок-музыканты, все артисты – это люди, которые работают для публики. У меня есть несколько моих внутренних примеров – это Владимир Семенович Высоцкий, Александр Николаевич Вертинский, Леонид Осипович Утесов… Я абсолютно свято убежден в том, что если бы они жили в наше время, они бы поддержали Донбасс и обязательно сюда приехали. Я в этом совершенно убежден! Поэтому пускай их с нами нет, но мы пока живы, и мы должны подавать этот пример, мы должны говорить, что сюда надо ехать. И пусть тем, кто сидит дома, станет немного стыдно, а станет стыдно – глядишь, и приедут. Неважно, каким будет процесс, важен результат, а результат будет такой, что они будут думать над этим и в конечном итоге начнут приезжать. Я этого очень хочу, и уверен, что так и будет.
- Вопрос к Алексею Поддубному. Наряду со многими жителями и гостями нашей Республики Вы принимаете участие в проекте Министерства культуры «Война в Донбассе: Народная летопись». Если не секрет, каким своим личным воспоминанием вы поделитесь в «Народной летописи»?
Джанго: - Трудно сказать. Наверное, одно из самых ошеломляющих воспоминаний, и вот сегодня мы это пережили еще раз, – это когда мы в мой прошлый приезд ходили по зданию разрушенного Донецкого аэропорта, в котором мне доводилось бывать еще до войны. Помню, какой он был блестящий, красивый, мирового класса. А сейчас это – сплошные развалины, настоящий Сталинград. И рядышком с аэропортом – улица Стратонавтов. Я снимал на фотоаппарат всё, что я видел. И вот одна из фотографий – детские качели, подвешенные к березе. Береза стояла возле ворот, а ворота были полностью изрешечены осколками от мин – такие рваные отверстия. Оттуда до центра города – езды, может быть, минут семь. То есть фактически город находится на линии фронта. Это, конечно, колоссальное ощущение. И на этом фоне очень впечатляет отношение людей, мирных жителей ко всему происходящему. Мирные жители здесь – такая же скала, как и люди с оружием в руках, они так же отстаивают свою Родину. Они привыкли к обстрелам. Мы сегодня с ребятами беседовали, и некоторые в моменты обстрелов даже снимали это на мобильный телефон – со ста метров или ближе. А некоторые иронизировали: «О, салют в мою честь!». Здесь люди – с мощной силой духа. Сила духа живущих здесь – это олицетворение Донбасса и Новороссии.
Я хотел бы еще чуть-чуть развить тему, о которой мы раньше говорили – что до московских деятелей шоу-бизнеса и многих других людей, полугламурных, еще не совсем дошло, что идет война за Россию, за нашу большую Родину. Вот Александр Скляр спел свою песню «Миллионы» – там есть замечательная строчка: «Нужно выбрать оружие, которым сражаться». Это очень правильно сказано, потому что у каждого – свое оружие. Александр Владимирович сражается настоящим оружием, металлическим, а еще – идеологией и силой духа. Рок-музыканты, или вообще музыканты, или деятели культуры разных направлений просто обязаны сражаться за Родину своим словом, своими мелодиями, своим актерским мастерством. И эту силу духа нужно увеличивать, разжигать этот огонь, чтобы он распалял сердца. А иначе – для чего тогда рожден поэт? Когда кто-то боится, что не поедет в европку заработать какие-то еврики – это одно. А другое дело, что вот она, война, она идет. У Захара Прилепина есть замечательная книга о поэтах. Как оказывается, Александр Сергеевич Пушкин рвался в реальный бой, его останавливали, но он действительно шел воевать за Россию-матушку. И каждый должен для себя осознать свою позицию, свою линию. В Москве война – только по телевизору, но я убежден, что человек просто обязан хотя бы просто сюда приехать. Я разговаривал со многими людьми и говорил: «Ладно, не давай концерт, не выступай публично – Бог с ним. Но хотя бы просто приедь, пообщайся с людьми, ощути эту атмосферу, пойми, что здесь происходит, какова сила напряжения». И лично для меня самое главное – что я здесь был с начала 2015 года. Я благодарен Богу за это.
- Вопрос к Захару Прилепину. Летом вы презентовали свою книгу «Все, что должно разрешиться». Получилось ли ее распространить на территории Украины, и если да, то есть ли, на ваш взгляд, «эффект» от ее распространения?
Захар Прилепин: - К сожалению, опросить их, провести социологическое исследование на эту тему я никак не могу. Я владею только информацией об уровне продажи электронных книг – потому что бумажные на территорию Украины можно только с самолета забросить. Но скажу, что сейчас я буду издавать дополнительное количество, потому что предыдущий тираж уже распродан. Дополнительное издание будет в два раза толще, с тремя вкладками различных фотографий, в том числе и боевых. И мы придумаем схему, как эту книгу распространить в том числе и на Украине.
А сказать, повлияла ли она на «свидомые» умы – сложно. Но мне постоянно пишут люди из Украины, которые за нас. А те, кто не за нас – я не преувеличиваю значение своих книг, равно как и любых других. Если человек невменяемый, с ним надо работать дольше. Они и читать-то толком не умеют – какой с них спрос?.. Поэтому тут в каждом случае – отдельная частная история, и пути наших книг и наших песен – неисповедимы. Например, украинский ребенок 12 – 14 лет услышал песню Саши Скляра «Миллионы», и вдруг она ему запала в душу, и в 16 лет он делает определенный выбор в своей жизни. Но мы же не можем сейчас это зафиксировать и предугадать. Но я абсолютно убежден, что все это неслучайно. Я ведь занимаюсь не только литературой, но и социологией. И по данным закрытых соцопросов, конечно же, рейтинг псевдоукраинской власти падает, а рейтинг власти здесь, на Донбассе, растет. И эти рейтинги очень пугают действующего украинского президента. Так что наша деятельность – это невидимая совокупность действий, которые обязательно будут иметь результат.
- Считается, что у писателей интуиция развита посильнее, чем у всех остальных людей. Что она вам подсказывает относительно исхода нынешних событий в Донбассе – чем разрешится ситуация?
Захар Прилепин: - По поводу писательской интуиции – это миф. Любая женщина имеет интуицию не меньше, чем любой Нобелевский лауреат, если не больше (смеется – ред.). Но уже примерно в сентябре 2014 года – тогда у меня было гораздо больше противников – я впервые написал одну фразу. Я сказал, что территория Донбасса не будет уменьшаться – она будет только увеличиваться; Донбасс никто не «сдаст» и он станет частью Русского мира. На тот момент многие не верили, что Донбасс устоит, а еще многие и злорадствовали. Но я это говорил тогда, и сейчас могу эту мысль повторить: Донбасс неизбежно станет на всех основаниях одной из важнейших составляющих русской цивилизации и российской государственности. И это – не интуиция, а просто здравый смысл. Потому что, кое-что зная о том, как серьезно задействован разнообразный духовный функционал России в деле поддержки Донбасса, я понимаю, что такие вещи уже необратимы. Это просто невозможно физически никак. У Донбасса за спиной – Россия, где есть как минимум один человек, который всей душой на нашей стороне. Зовут его Владимир Владимирович Путин. Поэтому на Андрея Макаревича не стоит ориентироваться – в России есть люди посерьезнее (улыбается – ред.).
- Захар, припоминается, вы говорили, что пишете художественную книгу о войне в Донбассе…
Захар Прилепин: - Я никогда этого не говорил. Я как раз говорил, что не собираюсь писать никакой художественной литературы о войне в Донбассе до тех пор, пока не закончится война. Мне кажется, это преждевременно, и к тому же у меня здесь много других разнообразных дел, которые для меня гораздо важнее литературы. Я бы сказал, несопоставимо важнее. Все это время, в течение которого длится война, я не пишу никаких новых книг, за исключением политической публицистики. «Все, что должно разрешиться», «Не чужая смута» – собственно, я написал две книги о нашей войне. Я написал книгу «Взвод: офицеры и ополченцы русской литературы», потому что я устал спорить с некоторыми российскими дураками, которые говорят: «Прилепин, у тебя войнобесие, ты все время торчишь на Донбассе, а вот русские писатели всегда были гуманистами». Но это не так. Алексей Поддубный прав – он сказал про любовь, а Александр Владимирович Захарченко продолжает эту мысль еще более глубоко – он говорит: «Любовь – это важное чувство для нас, и за него мы можем даже убить». И вот это чувство всегда было характерно для русской литературы как таковой. Половина ключевых персонажей русской литературы участвовала в разнообразных войнах. Николай Сванидзе мне как-то сказал: «Захар, ты путаешь – они участвовали только в отечественных войнах». Но, во-первых, и эту войну мы отчасти можем воспринимать как отечественную, а во-вторых, деятели литературы воевали везде. Подавление польских восстаний, русско-турецкая, война с Финляндией – куда угодно собирался русский поэт или писатель, ехал и воевал. Лев Толстой – на Кавказе и в Севастополе, Батюшков и Баратынский – в Финляндии, Денис Давыдов – в Польше… Везде воевали. Поэтому я, чтобы не говорить об этом в интервью, написал такой толстенный том с описанием военных историй с участием деятелей русской литературы. Тем более, что этой теме доселе уделялось очень мало внимания. Про женщин Пушкина, про Наталью его, про Дантеса написаны тома. А как Пушкин рвался сначала помогать восстанию грека Испиланти, который тоже был сепаратистом по нынешним украинским понятиям, а потом – на русско-турецкую войну, мало кто знает. Я стал рассказывать это своим друзьям образованным – они этого не слышали, а меж тем военизированность Пушкина – это отдельная тема, очень важная, потому что Пушкин ни в коем случае не был гуманистом в том смысле, в котором это сегодня обсуждается. Поэтому, возвращаясь к вашему вопросу, скажу, что я вот об этом буду писать, а художественная литература о Донбассе будет после победы.
- Вопрос ко всем участникам конференции. Совсем недавно вышел фильм «Украина в огне», который уже запретили на Западе и хотят запретить на Украине. Однако в эпоху интернета, наверное, это будет сложно сделать. Как вы считаете, какая часть украинского населения как минимум обратит на этот фильм внимание?
Александр Скляр: - Я думаю, что очень большая. Мы вряд ли будем иметь такую статистику, точнее, вряд ли она будет обнародована – но мне кажется, интерес будет колоссальный.
Джанго: - Для нас в этом фильме нет совершенно ничего нового, мы всё это и так знаем. Как сейчас помню, я писал в Фейсбуке 10 декабря 2013 года, заранее говоря, что будут беспорядки, провокации, и о снайперах я писал, что скоро они будут. Я тогда уже начал изучать эти вопросы. Но для многих моих соотечественников на тот момент это было Terra Incognita – дескать, о чем ты говоришь! Сейчас же все это обрело форму фильма, и с художественной точки зрения сделано сильно. Но, повторюсь, это надо смотреть на той стороне, им – не нам. Один из продюсеров этого фильма – он выходец из Украины, живущий в Штатах, – сказал, что фильм вообще ориентирован на американцев и европейцев, он имеет американскую подачу материала. Но, на мой взгляд, фильм очень полезный, и я уверен, что он окажет должное действие.
Александр Захарченко: - Фильм «Украина в огне» я очень внимательно пересмотрел. Как непосредственный участник многих событий, о которых идет речь в фильме, я, наверное, сделал бы его немножко по-другому. Но потом я понял одну вещь: для украинцев это болезненное прозрение, шоковая терапия, но этот фильм нужно смотреть и нам, потому что в нем – предостережение. Ведь мы строим новое государство, а в этом фильме показано, как разваливаются государства. Любой опыт, даже самый горький, нужно внимательно изучать, дабы учиться на чужих ошибках и смотреть, как их не повторить. Поэтому этот фильм очень полезен в том числе и нам.
Джанго: - Хочу добавить, что здесь огромное значение имеет государственная политика в сфере культуры. Ведь все эти якобы стихийные действия, которые происходили на Украине, – это и насаждение украинского языка, переводы на украинский язык фильма про Штирлица, переименование улиц в честь Бандеры, тема «Голодомора» – это все насаждалось специально для того, чтобы разделить русский народ. Вносился постоянный диссонанс в общество для того, чтобы расшатать его и заставить безмозглых 20-летних юношей бросать коктейли Молотова в живых людей, выковыривать брусчатку и так далее. Поэтому я считаю, что один из важнейших моментов государственности – это именно направление и целеполагание в культуре. Культурное развитие реально способствует укреплению государства, и должно служить этой цели.
Захар Прилепин: - Добавлю, что количество персонажей из мировой культуры, которые отлично понимают ситуацию в Донбассе, становится все больше и больше. Вот Стивен Сигал получил паспорт – мы попытаемся его сюда «затащить» - думаю, на передовой он совсем ничем не будет удивлен, это реальный мужик. Еще раз скажу, что я дружу с Эмиром Кустурицей, и когда мы с ним встретились в последний раз в Белграде, переговоры о его возможном приезде в Донбасс продолжались примерно три секунды. То есть я его спросил: «Ты приедешь?», и он ответил: «Конечно!». Он снял новый фильм с Моникой Белуччи в главной роли – Монику Белуччи я вам не обещаю (улыбается – ред.), а Эмир точно приедет. Знаете, если есть топ-10 режиссеров, то Эмир Кустурица и Оливер Стоун – в этом топе. И если эти двое приедут, то мы сможем смело говорить, что не только русская культура с нами, а и мировой кинематограф как минимум.
Александр Захарченко: - Уважаемые журналисты, вы не поверите, как много интересных и ярких личностей посетят в перспективе Донецкую Народную Республику (улыбается – ред.). К нам приезжал великий актер Александр Михайлов и собирается приехать снова. Иван Охлобыстин был у нас и еще собирается приехать. Михаил Пореченков – как только у него появится возможность, окно в графике, сразу же приедет к нам опять. Владимир Бортко будет снимать здесь художественный фильм. Уже принято решение, он приезжал – осматривал наши пейзажи. В Ростовской области будет строиться огромный полигон, декорации, и будет снят фильм о Донбассе. Он станет первым художественным фильмом, и я уверен, что не последним.
Поверьте, людей-патриотов, тех, кого мы называем «спецназом русской культуры», очень много. Процитирую Захара Прилепина: сколько людей в России завидуют нам, потому что мы можем находиться здесь. Эта волна потихоньку увеличивается, и в конце концов она станет как цунами и сметет либеральные предрассудки и лживую совесть. Потому что русскую душу нельзя заковать в цепи, никто не может так любить, как русский человек. И деятели культуры, приезжающие к нам, проявляют героизм и совершают, по сути, свой подвиг. И тут дело даже не в культуре, а в каждой конкретной личности. К сожалению, меркантильность присутствует в нашей жизни часто, и отчасти она отражается и на нас. К тому же зачастую подливают масла в огонь и журналисты, вовсю рассказывающие об ужасах военных действий, – и к нам зачастую попросту боятся ехать, думая, что здесь – разбитый город, мы все сидим в подвалах и у каждого – пулемет. Когда человек приезжает сюда в первый раз, за ним очень интересно наблюдать. У него – шок. Как, у вас чистые улицы? Фонари горят? У вас театры и кинотеатры есть?! У вас даже кафе работают??? А нам тут рассказывают – мосты разрушены, кругом окопы, дети с третьего класса разбирают снайперские винтовки, а с пятого уже стреляют!.. Вот такое у некоторых деятелей культуры складывается впечатление, а жизнь наша – она многолика и многообразна. К сожалению, эту часть жизни вы не сильно освещаете. Я прекрасно понимаю, что в приоритете – горячие новости, борьба за зрительский спрос и так далее. Но, поверьте, если вы скажете, что к нам приедет Стивен Сигал, рейтинг ваших передач взлетит до небес. А когда он приедет, я уверен, вы будете бороться за эксклюзивное интервью. Поэтому все нужно делать в комплексе, и я уверен, что в итоге эта плотина будет прорвана.