21 сентября: день в истории культуры и искусства
Значимые события этого дня:
1940 — открыт Львовский театр оперы и балета.
1960 — 21-25 сентября на сцене Московского театра имени Пушкина шел спектакль «Аленький цветочек» по сказке С. Аксакова. В один из этих дней в роли Лешего в спектакле дебютировал Владимир Высоцкий, который был принят в театр после окончания Школы-студии МХАТа. Он уже играл в некоторых спектаклях театра, но то были маленькие эпизодические роли без слов. Из воспоминаний заслуженного артиста РСФСР С. К. Бубнова: «Володя очень оригинально играл Лешего, с присущими ему, может быть, даже элементами хулиганства. Так что в этом смысле он ввелся достойно. Тогда он был молодым еще артистом и, сыграв Лешего, показал себя великолепным характерным актером».
1968 — в прокат вышел фильм Евгения Карелова «Служили два товарища» с участием Олега Янковского, Ролана Быкова, Владимира Высоцкого и Ии Саввиной.
Картина стала лучшим фильмом режиссера, второй дебютной картиной Янковского (месяцем ранее вышел «Щит и меч») и отмечена ролью, которую Высоцкий считал своей самой значимой в кино. К тому же она, обращенная к Гражданской войне, стала рубежным событием пересмотра отношения к собственной истории, которая богаче черно–белых красок, привычно использовавшихся в прежние годы идеологическими рупорами, включая кино, для изображения не столь давних событий. В противостоянии белых и красных первые всегда были врагами и подлецами, а оказалось, что честь, долг и Родина для них такие же святые понятия, как и для вторых.
На роль белогвардейского поручика Брусенцова Высоцкого утвердили со скрипом. Но в то же время он с еще большим трудом прошел на роль большевика–подпольщика в фильме Геннадия Полоки «Интервенция». Те, кому на «Мосфильме» и «Ленфильме» это полагалось, бдили. Для них актер, уже обретший как автор–исполнитель всесоюзную известность, был антисоветчиком. К тому же поползли слухи, что Высоцкий — то ли вор–рецидивист и арестован (то был однофамилец актера), то ли сбежал в Америку. В обоих случаях решающим оказалось слово мэтров советского кино — режиссеров Михаила Ромма и Григория Козинцева. Недоброжелатели отыгрались позже, когда роль Брусенцова при монтаже была порезана, а картина Полоки на 20 лет легла на полку.
Интересно, что имя поручику сценаристы фильма Валерий Фрид и Юлий Дунский дали в надежде отыскать своего лагерного товарища. Москвичи, студенты ВГИКа, они добровольцами ушли на фронт, оба были арестованы вместе с 11 товарищами по одному делу как якобы готовившие покушение на товарища Сталина во время проезда вождя по Арбату в Кремль. Отбыли в лагерях 10 лет, были реабилитированы в 1956 году, с тех пор работали вместе и похоронены рядом друг с другом.
Главная роль красноармейца Некрасова досталась Янковскому волей случая. Режиссер первоначально приглашал на роль Брусенцова его старшего брата Ростислава. О младшем Янковском никто просто не знал. Но ассистент режиссера, увидев на мосфильмовском стенде его фотографию со знакомой фамилией, решил, что он–то и нужен постановщику. При встрече Карелов, странно посмотрев на незнакомца, все же сделал пробу с юно выглядевшим Олегом. Она потом сгодилась, чтобы выгодно представить комиссии Высоцкого. Но сценаристы в один голос заявили Карелову: «Нет, такие глаза мы белогвардейцу не отдадим». Герой Янковского все время крутит ручку кинокамеры, когда все вокруг кричат, орут, топят коней, клацают затворами, стреляют, но у зрителя не пропадает ощущение, что именно он здесь главный. Режиссер Сергей Соловьев, тогда впервые увидевший Янковского, говорит, что с тех пор именно таким он представляет интеллигентного, настоящего, подлинного кинематографиста, обладающего безупречным вкусом к жизни.
1970 — на экраны вышла экранизация романа Федора Достоевского «Преступление и наказание», осуществленная Львом Кулиджановым. Главного героя Родиона Раскольникова сыграл Георгий Тараторкин, Порфирия Петровича — Иннокентий Смоктуновский. Их партнерами были Татьяна Бедова, Ефим Копелян, Евгений Лебедев, Владимир Басов, Майя Булгакова, Виктория Федорова.
В этот день ушли из жизни:
1832 — Вальтер Скотт (род. 1771), шотландский писатель.
1915 — Мария Савина /урожд. Славич/ (род. 1854), актриса Александринского театра.
Ее родителями были провинциальные актеры, сама на сцене с 8 лет. Играла в Харькове, Казани, Саратове, Орле в самых разных жанрах, с 1874 в Александринском театре, где была примой до конца жизни. Первым ее мужем был актер Н. Н. Савин, вторым — видный театральный деятель А. Е. Молчанов.
Савина была одним из организаторов «Общества для пособия нуждающимся сценическим деятелям» (1883), которое 11 лет спустя превратилось в Российское театральное общество. Она также была в числе инициаторов 1-го Всероссийского съезда сценических деятелей в 1897 году, а годом ранее создала Убежище для престарелых актеров, получившее потом ее имя (ныне Дом ветеранов сцены в Петербурге).
В этот день родились:
1866 — Герберт Уэллс (ум. 1946), английский писатель-фантаст («Война миров», «Машина времени», «Человек-невидимка»).
1868 — Ольга Книппер-Чехова (ум. 1959), актриса, жена А. П. Чехова и первая исполнительница ролей в его пьесах.
1910 — Петр Кривоногов (ум. 1967), художник-баталист, главной темой которого стала Великая Отечественная война («Защитники Брестской крепости», «На Курской дуге», «Победа»).
1916 — Зиновий Гердт (ум. 1996), советский актёр театра и кино («Золотой телёнок», «12 стульев», «Соломенная шляпка», «Место встречи изменить нельзя», «О бедном гусаре замолвите слово»).
1947 — Ольга Остроумова, советская и российская актриса театра и кино («Доживём до понедельника», «А зори здесь тихие», «Гараж», «Судьба», «Любовь земная»).
1958 — Виктор Вержбицкий, советский и российский актёр театра и кино («Ночной дозор», «Турецкий гамбит», сериалы «Бедная Настя», «Волчица», «Остановка по требованию»).
1965 — Фредерик Бегбедер, французский писатель («99 франков»).
1966 — Ольга Арефьева, русская певица, музыкант, поэт, основательница групп «Ковчег» и «KALIMBA»
1971 — Ростислав Хаит, российский актёр, один из основателей комического театра «Квартет И» («О чем говорят мужчины», «День радио», «День выборов»).
При подготовке публикации использованы материалы сайта http://www.citycat.ru/historycentre/