8 сентября: день в истории культуры и искусства
Значимые события этого дня:
1791 — в парижском Лувре художники впервые выставили на обозрение свои картины.
1801 — в Санкт-Петербурге заложен Казанский собор (архитектор А. Н. Воронихин). Его строительство будет завершено через 10 лет, а после войны 1812 года он был превращен в национальный памятник победоносной Отечественной войны и хранил воинские трофеи. В советское время собор был превращен в Музей истории религии и атеизма.
1962 — на Венецианском кинофестивале приза «Золотой лев святого Марка» удостоен фильм Андрея Тарковского «Иваново детство».
1979 — в Госкино одобрен выход фильма Глеба Панфилова «Тема» с Михаилом Ульяновым и Инной Чуриковой в главных ролях. Картина была проанонсирована в журнале «Советский экран», но в прокате так и не появилась. По указанию партийного руководства она легла «на полку» и вышла на экраны только в 1986 году.
В этот день ушли из жизни:
1811 — Андреян Захаров (род. 1761), архитектор, воздвигший в Санкт-Петербурге Адмиралтейство.
1943 — Юлиус Фучик (род. 1903), чешский писатель-антифашист («Репортаж с петлей на шее»).
Юлиус Фучик был убеждённым антифашистом, а во время Второй мировой войны — деятелем Движения Сопротивления. В период немецкой оккупации Чехословакии им были опубликованы под псевдонимом цикл патриотических статей и эссе. С 1941 года Фучик являлся членом нелегального ЦК компартии Чехословакии и руководил подпольными изданиями компартии.
В апреле 1942 года он был арестован гестапо, а в 1943 году – казнен в берлинской тюрьме Плётцензее. Находясь в пражской тюрьме Панкрац, он написал самую известную свою книгу «Репортаж с петлёй на шее», в которой появилась знаменитая строчка: «Люди, я любил вас. Будьте бдительны!». Её использовал, в частности, Эрих Мария Ремарк.
В 1945 году книга Фучика была опубликована и позднее переведена на 74 языка мира. Книга является документально-художественным свидетельством о борьбе антинацистского подпольного движения Сопротивления в Чехословакии во время Второй мировой войны. Эта книга также является изложением размышлений Фучика о смысле жизни и о мере ответственности каждого человека за судьбы мира. За эту свою книгу Юлиус Фучик был посмертно в 1950 году удостоен Международной премии Мира. На настоящий момент «Репортаж…» переведён на более чем 80 языков — это больше, чем переводов книги «Похождения бравого солдата Швейка». Испанский перевод главного произведения Фучика читал Че Гевара.
1980 — Александр Боярский (род. 1938), актер Рижского театра русской драмы. Старший единокровный брат Михаила Боярского.
1983 — Ричард Викторов (род. 1929), кинорежиссер («Третья ракета», «Москва — Кассиопея», «Отроки во Вселенной»).
1998 — Валерий Фрид (род. 1922), киносценарист («Служили два товарища», «Тень», «Шерлок Холмс и доктор Ватсон», «Сказ про то, как царь Петр арапа женил», «Экипаж»). Постоянным соавтором Фрида был Юлий Дунский, а также режиссер Александр Митта при работе над его фильмами.
2012 — Александр Белявский (род. 1932), советский и российский актёр театра и кино, народный артист Российской Федерации, исполнитель главной роли в х/ф «Иду на грозу», роли Фокса в х/ф «Место встречи изменить нельзя». Согласно официальной версии, покончил жизнь самоубийством.
В этот день родились:
1812 — Наталья Гончарова (ум. 1863), жена А. С. Пушкина.
Не вторгнись французы в Россию, Гончаровы не снялись бы с насиженных мест, и родиной Ташеньки, как звали ее в семье, был бы Полотняный Завод в Калужской губернии. Здесь купцы Гончаровы производили полотно для парусов, да такого качества, что весь английский флот, как говорили, ходил под гончаровскими парусами. Императрица Елизавета за это даровала им потомственное дворянство. А другой императрице — Екатерине II здесь был установлен памятник, доставшийся c приданым великому поэту, едва не отправившему его в металлолом, чтобы рассчитаться с собственными долгами.
6 лет с любимой внучкой возился дед. Потом строгая мать (отец Натальи как–то упал с лошади и повредился в уме) забрала дочь в Москву, где и раcцвела ее красота. Пушкин встретил 16–летнюю Гончарову на предновогоднем балу. В качестве свата он привлек знаменитого путешественника и бретера Федора Толстого (по прозвищу Американец), но получил отказ. Тогда в альбоме появились нарисованные поэтом портреты Натальи и будущей тещи, подписанные им «Карс» и «Маминька Карса» — по названию считавшейся неприступной турецкой крепости, взятой русскими войсками. Наталью Ивановну, позже полюбившую зятя, видят и в сватье бабе Бабарихе из пушкинской «Сказки о царе Салтане».
Когда годом позже поэт Петр Вяземский передал Пушкину неожиданный привет от Гончаровых, тот увидел в нем добрый знак и сорвался в Москву. Николай I тогда спросил: «Какая муха его укусила?» Еще одному поэту Василию Жуковскому он прямо сказал: «Один сумасшедший уехал, другой сумасшедший приехал». Похоже, царь, вспоминаемый многими недобрым словом, был последним из властителей, находившимся на короткой ноге с поэтами.
Донжуанский список, составленный самим поэтом, открывается некоей Натальей из лицейских времен и Натальей же заканчивается. Все в нем отвергли поэта. Полюбила последняя — Гончарова. Она подарила ему двух дочерей и двух сыновей — Машку, Сашку, Гришку, Наташку. Стала ему женкой, мадонной, ангелом. В ее любви и верности он никогда не сомневался и ничем не попрекал.
После трагической дуэли поэт тревожился: «Она, бедная, безвинно терпит и может еще потерпеть во мнении людском». Он оказался прав: многие посчитали ее неверной женой и виновницей дуэли. К клевете оказались причастны самые близкие люди Натальи Николаевны. Позже в доказательство приводили опубликованные письма убийцы Пушкина Жоржа Дантеса. Только в 1990–е годы их опубликовали полностью. В них Дантес признался: «Было предостаточно случаев, когда она могла бы отдать мне все, и что же мой друг? — никогда ничего! Никогда!»
1841 — Антонин Дворжак (ум. 1904), чешский композитор («Родина моя», «Гуситская», «Русалка»).
1841 — Иван Богомолов (ум. 1886), архитектор, соавтор памятника А. С. Пушкину в Москве.
Родился будущий архитектор в Москве в семье купца 3-й гильдии, торговца маслом и свечами Семена Афиногеновича Богомолова, выходца из Ярославской губернии, до 1838 года крепостного. С шести лет его отдали в ученье пономарю Николо-Берсеневской церкви, а потом — в городское Якиманское и второе уездное училища, где он проявил очень хорошие успехи в рисовании и черчении. После окончания училища в 12 лет он работает в лавке у отца, но одновременно по воскресеньям занимается в бесплатной рисовальной школе. В 1861 году Богомолов поступает в Строгановское училище технического рисования. Руководивший его обучением академик Яновский посоветовал продолжать ему учебу в Академии художеств.
По окончании училища в 1863 году Богомолов указом казенной палаты был отчислен из сословия московского купечества и переведен в ученые рисовальщики. Родители были недовольны и слышать не хотели о его дальнейшем художественном образовании. Уроками и работой на фабрике Богомолов скопил триста рублей и вопреки воле родителей уехал в Петербург, где поступил вольнослушателем в Академию художеств. Учился он легко и отлично, получив за свои работы малую и большую серебряные медали, малую золотую и несколько премий. В 1871 году он получает звание классного художника первой степени и остается жить и работать в столице. В последующие годы он проектирует церкви, колокольни, каменные дома в Москве и Петербурге, ипподром в столице, надгробный памятник М. П. Мусоргскому на кладбище Александро-Невской лавры.
Когда А. М. Опекушин выиграл конкурс на установку памятника Пушкину в Москве, то он пригласил Богомолова для ведения строительно-монтажных работ. По эскизам Богомолова из темно-красного сердобского гранита был высечен пьедестал, а подножие было изготовлено из темно-серого гранита. По углам монумента были установлены четыре чугунных фонаря по четыре светильника в каждом, а по периметру — 20 небольших тумб, увитых бронзовыми венками и соединенных бронзовой цепью. Все это органично слито непосредственно с памятником. Эта работа прославила Богомолова в кругу русской интеллигенции. В зените славы он простудился, заболел рожей и через несколько дней скончался. Архитектор был похоронен на Ваганьковском кладбище, но к настоящему времени его могила утеряна.
1898 — Наталья Ужвий (ум. 1986), украинская актриса театра и кино, народная артистка СССР (1944), Герой Социалистического Труда (1973), лауреат двух Сталинских премий.
1919 — Людмила Целиковская (ум. 1992), советская актриса театра и кино («Сердца четырёх», «Воздушный извозчик», «Беспокойное хозяйство», «Иван Грозный», «Повесть о настоящем человеке»).
1920 — Александр Граве (ум. 2010), актер Театра им. Вахтангова, народный артист РСФСР («Беспокойное хозяйство», «Тихий Дон», «Конец операции „Резидент“»).
1923 — Расул Гамзатов (ум. 2003), аварский советский поэт, писатель, публицист, политический деятель, переводчик. Народный поэт Дагестанской АССР (1959). Герой Социалистического Труда (1974). Лауреат Ленинской (1963) и Сталинской премии третьей степени (1952).
Он переводил на аварский язык классическую и современную русскую литературу, в том числе А. С. Пушкина и М. Ю. Лермонтова, В. В. Маяковского и С. А. Есенина. С Гамзатовым тесно работали многие композиторы, в том числе Дмитрий Кабалевский, Ян Френкель, Раймонд Паулс, Юрий Антонов, Александра Пахмутова; среди исполнителей песен на его стихи — Анна Герман, Галина Вишневская, Муслим Магомаев, Иосиф Кобзон, Валерий Леонтьев, София Ротару, Вахтанг Кикабидзе, Марк Бернес, Дмитрий Хворостовский. Пожалуй, главным произведением авторства Гамзатова является песня «Журавли», первым исполнителем которой в 1969 году стал Марк Бернес.
1945 — Владимир Фокин, кинорежиссёр («ТАСС уполномочен заявить», «Сыщик»).
1971 — Владимир Епифанцев, российский актёр театра и кино («Косатка», «Подстава»).
1974 — Борис Рыжий (ум. 2001), российский поэт.
При подготовке публикации использованы материалы сайта http://www.citycat.ru/historycentre/