«Мадам Баттерфляй» исполняется 115 лет!

«Мадам Баттерфляй» по праву считается самой нежной и трогательной оперой Дж. Пуччини. В феврале 2019 года исполняется 115 лет со дня первой премьеры этого бессмертного произведения, которое завоевало прочную репутацию одной из популярнейших современных опер. Этому знаменательному событию Донбасс Опера 24 февраля посвящает исполнение оперы «Мадам Баттерфляй».

В основе оперы «Мадам Баттерфляй» лежит новелла американского писателя Джона Л. Лонга, переработанная Д. Беласко в драму. Увидев пьесу во время своего пребывания в Лондоне, Пуччини был взволнован ее жизненной правдивостью. По его предложению либреттисты Л. Иллика и Д. Джакоза написали на основе драмы оперное либретто. Вскоре была создана музыка. Но на первой премьере, состоявшейся 17 февраля 1904 года в Миланском театре «Ла Скала», опера провалилась и была снята с репертуара. Публика не поняла ее содержания и возмущалась чрезмерной продолжительностью второго акта. Пуччини сократил некоторые номера, разделил второй акт на два самостоятельных действия. Исполненная с такими незначительными изменениями спустя три месяца в Брешии, опера имела триумфальный успех.

Зрители всегда с волнением сопереживают трагической судьбе пятнадцатилетней гейши, которую за красоту и изящество называют «Чио-чио-сан» (Бабочка). Обращение к сюжету из жизни далекой Японии отвечало распространенному в европейском искусстве конца XIX и начала XX веков тяготению к экзотике, стремлению художников обогатить свою палитру новыми красками. Но Пуччини не ставил перед собой специальную задачу воспроизведения в музыке национального японского колорита. Главным для него оставалось изображение трогательной человеческой драмы. В ее изображении композитору удалось не только сохранить, но и углубить содержание литературного первоисточника.

Опера «Мадам Баттерфляй» – лирическая драма, в которой многогранно раскрывается образ главной героини. Чередование певучих кантиленных арий и выразительных речитативов, объединяемых в масштабные сцены, особенно характерно для «Мадам Баттерфляй». В музыке оперы использовано несколько подлинных японских мелодий, органично вплетенных в музыкальную ткань.

Со дня первой премьеры прошло 115 лет, а произведение Пуччини продолжает свое триумфальное шествие по оперным сценам всего мира. Этому способствует изысканность мелодики, необыкновенная проникновенность и лиризм образа главной героини.

В Донбасс Опере эта опера ставилась не один раз. Последняя постановка «Мадам Баттерфляй» состоялась 20 мая 1993 года. На протяжении многих лет зритель восторгался образом Баттерфляй, созданным народной артистки Украины Тамары Лагуновой, обладательницы лирико-драматического сопрано. Сейчас зритель восхищается исполнением главной партии заслуженной артисткой Украины, лауреатом Национальной премии Украины имени Тараса Шевченко Татьяной Плехановой. В спектакле блистали выдающиеся певцы Пинкертон – народный артист Украины Николай Момот, заслуженный артист Украины Петр Лобатый; Кэт – заслуженная артистка Украины Калерия Каменьянова; Шарплес – народные артисты Украины Петр Ончул и Валентин Землянский.

С «Мадам Баттерфляй» связано яркое событие в культурной жизни Донбасса. В дни Международного фестиваля «Золотая корона» в 2006 году главную партию в опере исполняла одна из лучших Баттерфляй в мире – солистка Ла Скала Манами Хама.

24 февраля 2019 года историю безграничной любви юной японской гейши зрителям расскажут: заслуженная артистка Украины, лауреат Национальной премии Украины имени Тараса Шевченко Татьяна Плеханова – Мадам Баттерфляй; заслуженная артистка Донецкой Народной Республики Анна Максудова – Сузуки; лауреат международного конкурса Евгений Бойко – Пинкертон; Татьяна Саввина – Кэт Пинкертон; лауреат международного конкурса Владислав Лысак – Шарплес; лауреат международного конкурса Евгений Удовин – Горо; Александр Левчишин – Принц Ямадори; заслуженный артист Украины Юрий Алексейчук – Бонза; Александр Климов – Комиссар. Дирижер – Алексей Горобец.

Президентский фонд культурных инициатив Глава Правительство Мы помним